Бывший заместитель главы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский (39 лет) избавился от приставки «врио» и стал губернатором самого малонаселенного региона России, Ненецкого автономного округа. Население столицы НАО, Нарьян–Мара, — около 25 тыс. человек, а всего округа — 44 тыс. (для сравнения: это один избирательный Сланцевский округ в Ленинградской области с административным центром город Сланцы). Большая часть округа, омываемого Карским, Печорским, Белым и Баренцевым морями, находится за полярным кругом. Ненецкий автономный округ целиком относится к районам Крайнего Севера и входит в состав Архангельской области, будучи при этом самостоятельным субъектом РФ. НАО занимает восьмое место по ВРП в Северо–Западном федеральном округе и стабильно удерживает первое место по ВРП на душу населения не только в СЗФО, но и в России.
«Неразбрасываемая» экономика
Географическое расположение и климатические особенности северных территорий не предполагают обилие точек роста для диверсификации экономики, горизонты планирования определяются десятилетиями, а наибольшая эффективность и будущее — за проектами с высокими инвестициями. Быстрый экономический эффект (до 5–7 лет), на который привыкли ориентироваться среднестатистические инвесторы, здесь не работает, поэтому Александр Цыбульский ищет инвесторов, способных на китайскую модель планирования инвестиций — от 50 лет и выше. Расчеты на высокую маржинальность и высокий возвратный капитал с небольших инвестиций не будут оправданы в силу естественно высоких издержек, с которыми столкнутся инвесторы на Крайнем Севере. Арктика, и НАО как ее часть, имеет шанс на экономический подъем только благодаря очень крупным проектам, маржинальность которых будет достигаться за счет объемов. Именно ориентация на масштабные проекты, связанные с экспортом ресурсов, будет определять динамику экономики НАО в ближайшие годы.
Сейчас экономика округа носит монопрофильный характер, стабильный прирост ВРП достигается за счет добычи нефти — сегодня 13–15 компаний на 53 месторождениях добывают около 15 млн тонн в год. В скором времени это значение может вырасти вдвое. Правда, это потребует продолжения инвестиционной программы по модернизации нефтедобывающих мощностей.
В соответствии с планами правительства НАО, Ненецкий автономный округ может стать оптимальной бункеровочной базой для заправки СПГ ледоколов, курсирующих по Северному морскому пути. Грузопоток по Севморпути должен достигнуть 80–100 млн тонн к 2024 году. Отсутствие полноценных бункеровочных пунктов на всем протяжении Северного морского пути, от Мурманска до Владивостока, сейчас вынуждает корабли загружаться топливом полностью. С учетом постепенного перехода ледокольного флота на СПГ уже в ближайшее время Ненецкий автономный округ с его месторождениями газа, выходящими практически на побережье, мог бы стать таким бункеровочным пунктом с заводом по сжижению газа. При сравнительно малых издержках, небольшой глубине залегания, а также высоких физико–химических свойствах углеводородов проект является потенциально высокорентабельным. Стимулировать экономику как СМП, так и НАО помимо бункеровочной базы и заводов по сжижению газа мог бы и логистический центр, разводящий газ по другим бункеровочным пунктам.
Перспективы строительства глубоководного порта Индига в одноименном поселке с пропускной способностью до 30 млн тонн и ориентированного конкретно на перевалку пока под вопросом. Предполагалось, что в структуру порта войдут нефтяные и угольные терминалы, терминал по отгрузке сжиженного природного газа, а также полноценный завод по сжижению.
Изначально в крупном инфраструктурном проекте была заинтересована «Роснефть», но, не получив разрешения на экспорт сжиженного газа, она заявила о выходе из проекта. Глубоководный порт Индига по–прежнему остается приоритетным и находится в глубокой стадии проработки, но потенциальный инвестор (или круг инвесторов) уточняется. Предположительно это компании–недропользователи, которые в течение ближайших 2 месяцев должны заявить о своем участии в проекте. Для выхода на Севморпуть и построения новых портовых мощностей ряд крупных инвесторов в любом случае рассматривают ту же локацию, район Индиги. К этому располагают легкая ледовая обстановка, хорошие глубины и незамерзающие воды, что позволяет судам заходить в порт без серьезной ледокольной проводки и далее выходить на траекторию СМП. В рамках проекта предполагается врезка в железнодорожную магистраль Белкомур/Баренцкомур от основной магистрали до поселка Индига (возможно, через Сосногорск). Помимо нефти и газа в Индиге планируется вывод на экспорт угля, удобрений из Пермского края и леса из Коми — эти же составляющие рассматривались при первоначальном проекте порта. В любом случае для формирования Ненецкой опорной зоны правительству региона потребуется опереться на крупный инфраструктурный проект.
Экономичное переселение
В НАО около 3 тыс. человек проживают в малых селах с количеством жителей до 100. Их переселение в города или более крупные населенные пункты обойдется бюджету в 1 млрд рублей. Однако эти меры позволят экономить до 1,5 млрд рублей ежегодно на обеспечении жизнедеятельности малых сел и проживающих в них людей. Несмотря на отсутствие такой возможности на сегодняшний день, Александр Цыбульский намерен работать в этом направлении и пробовать переселять людей из малых сел в более пригодные для жизни условия. Вышеупомянутая Индига также могла бы попасть в будущую программу — при серьезных конкурентных преимуществах для инвесторов у Индиги есть и недостаток, а именно малое количество жителей (около 700) и отсутствие полноценной инфраструктуры для обслуживания крупного проекта.
Олень — это не только ценный мех
Экономика НАО не ориентирована на развитие классического сельского хозяйства в силу своих географических и климатических особенностей. Тем не менее оленеводство остается одним из традиционных видов деятельности коренного населения. 182 тыс. оленей — именно эта цифра называется как показатель учтенных оленьих хозяйств, имеющих коллективную форму собственности. Огромные личные стада, еще примерно около 80 тыс., не учтенные в подсчетах, при этом традиционно психологически играют роль инвестиционного ресурса будущих периодов. Несмотря на субсидии и господдержку, состояние отрасли нельзя назвать оптимальным в силу отсутствия цивилизованных отрегулированных механизмов ценообразования и сформировавшихся рынков сбыта. Определенная цена, гарантии платежей и регулярность закупок позволят оздоровить отрасль и содержать необходимое поголовье. Кроме того, правительство региона заявляет о необходимости иного подхода к переработке — сегодня продукция завода по переработке не выходит за границы региона. НАО заинтересован в «хозяине» отрасли — инвесторе, который мог бы оптимизировать и модернизировать процессы производства, снизить издержки и себестоимость продукции, расширить ассортимент и выйти на новые рынки сбыта. Продукты оленеводства — не только мясо, но и рога, шкуры, панты и эндокринные продукты — востребованы в разных отраслях, от FMCG до фармацевтики и высокой моды. Пока государство в лице региональной власти не может заниматься этим самостоятельно и эффективно, а инвестор не найден, ниша остается практически свободной.
Большая земля на связи
Правительство НАО к 2022 году обещает снять вопрос, решавшийся на протяжении 30 лет, с 1992 года, — дорога, пусть и грунтовая, от Нарьян–Мара до Усинска будет достроена и введена в эксплуатацию. Она свяжет НАО с федеральной сетью автодорог. Удивительная для XXI века новость для жителей НАО означает, что они смогут поехать на машине куда–то кроме и дальше деревни Красное (40 км от Нарьян–Мара) не только зимой (сейчас движение осуществляется по так называемому зимнику).
Сегодня зимник Нарьян–Мар — Усинск, называемый в народе «Дорога жизни», — это единственная магистраль, которая связывает территорию НАО с автомобильными и железными дорогами России. Зимник — это временная дорога, которая прокладывается в тундре за 30 дней. Движение по тундре открывается в конце ноября — начале декабря, как только формируется устойчивый снежный покров, позволяющий, с одной стороны, относительно безопасные перемещения и исключающий, с другой стороны, нанесение вреда оленьим пастбищам. Ежегодная стоимость организации зимника — около 100 млн рублей.
С апреля по декабрь автомобильное сообщение с сетью федеральных дорог и железной дорогой отсутствует. Переезд по новой дороге Нарьян–Мар — Усинск (Республика Коми) займет около 5 часов (расстояние — около 300 км). Модернизация вновь построенной грунтовой дороги предполагается позже, после запуска: процесс строительства в тундре чрезвычайно специфичен. Пока дороги нет, правительство уже со следующего года будет субсидировать большее количество мест на всех авиарейсах, связывающих Нарьян–Мар с Большой землей.
Александр Цыбульский, выходец из Москвы, никогда ранее не имевший отношения к «северам», занимает 49–е место в рейтинге губернаторов АПЭК в категории «сильное влияние». В должности губернатора НАО он следует своей же бывшей рекомендации главам субъектов — не кредитоваться в коммерческих банках, дабы бюджет региона со временем не начал работать на погашение обязательств. Он снимает стресс, наслаждаясь энергетикой тундры, и уверен, что тундра может поглощать негативные эмоции. Также Цыбульский может проведать своего персонального, пока безымянного, оленя, который был неожиданно, вне протокола, подарен ему после встречи с главой родовой общины «Ямб то» в празднование Дня оленя.