Из–за долгов перед "Ленэнерго" и ПСК петербургский рынок провайдеров связи могут покинуть до 30 игроков. Им массово выписывают так называемые "штрафы" за бездоговорное подключение к домовому электроснабжению. Суммарно операторам придется выплатить более миллиарда рублей. Некоторые компании признают, что в такой ситуации проще объявить себя банкротом или продать бизнес.
Суть претензий "Ленэнерго" и ПСК к провайдерам заключается в отсутствии прямого договора c энергетиками.
"При подключении любого оборудования к внутридомовым сетям организации, его подключающие, и управляющие компании должны понимать, что это потребление должно быть оплачено самим потребителем или управляющей компанией в составе "своего" договора энергоснабжения", — считают в "Ленэнерго". На деле провайдеры договариваются не с "Ленэнерго", а с жильцами дома или управляющими компаниями.
В большинстве случаев они вносят свою долю за оборудование по общедомовому счетчику. Есть и другой вариант: собственники соглашаются доплатить по 5–10 рублей в месяц, фактически включая это в стоимость освещения подъезда и т. д.
Отметим, что оборудование провайдеров ежемесячно потребляет энергии примерно на 100 рублей. Нередко эта сумма значительно меньше.
Трудности подсчета
В "Ленэнерго" и ПСК корреспонденту "ДП" пояснили, что сумма "штрафа" определяется по так называемому сечению кабеля. Фактически энергокомпании рассчитывают максимально возможное количество энергии, которое могло пройти по домовому кабелю. Этот показатель в сотни раз превышает реальное потребление. Компромиссным решением стал бы расчет по максимальному энергопотреблению оборудования, но на это не согласны сами энергетики.
По подсчетам Объединения альтернативных операторов связи, в среднем размер требований от "Ленэнерго" и ПСК достигает 30 млн рублей. Для сравнения: годовая выручка провайдера средней руки редко превышает 50 млн рублей.
Сами операторы связи настаивают, что действия энергетиков попросту незаконны. "Способ расчета, который предлагает "Ленэнерго", применим только к собственникам или арендаторам общедомового имущества, где расположено наше оборудование, а мы не являемся ни теми, ни другими, — рассказывает генеральный директор ООО "Инфотех" (бренд "Лайнер") Николай Клименко. — Оборудование находится в пользовании жильцов, и они сами несут бремя по оплате электроэнергии, которую фактически и потребляют".
Таким образом, провайдеры считают, что они не имеют права заключать прямой договор с "Ленэнерго".
В ПСК в этим не согласны. "Если провайдеры используют общедомовое имущество для размещения оборудования, для заключения договора являться собственником или совладельцем не требуется, достаточно представить документы, подтверждающие право на пользование общедомовым имуществом, например договор, заключенный с исполнителем коммунальных услуг", — ответили в компании.
Поэтому проблема чаще касается домов старого фонда: там организовать собрание собственников и подписать с ними договор значительно сложнее, чем в новостройках.
Впрочем, руководители некоторых провайдеров заявили, что они не доверяют энергетикам и не намерены раскрывать все адреса, где установлено их оборудование.
С юридической точки зрения правда все же на стороне энергетических компаний, считает старший юрист адвокатского бюро "Качкин и партнеры" Ольга Дученко. По ее словам, одним из решений может стать частичная аренда общедомового имущества.
"Другой вопрос — что это дополнительное время и деньги для провайдера, что может привести к удорожанию его услуг. Хорошо бы внести изменения в нормативную базу, поскольку сами операторы сейчас отчасти находятся в бесправном положении", — подчеркивает Ольга Дученко.
Позиция "Ленэнерго", в свою очередь, бескомпромиссна. "Все потребители электрической энергии должны заключить договор энергоснабжения, поскольку данная обязанность установлена действующим законодательством, — ответили там. — Потребление электроэнергии без соответствующих договоров — неконтролируемая нагрузка на сеть, которая становится причиной существенного снижения надежности электроснабжения потребителей. Кроме того, самовольное присоединение в большинстве случаев выполняется с грубейшими нарушениями техники безопасности и с риском для здоровья и жизни".
Серый кардинал
Выявлением случаев бездоговорного подключения к электроснабжению занимается ООО "Петроэнергоконтроль". По данным сайта госзакупок, в 2017 году "Ленэнерго" и ПСК заключили с ним контракт почти на 3,6 млрд рублей до 2020 года. После этого компания перешла на жесткие методы работы: по словам провайдеров, никаких предупреждений предприятие не выносит, его сотрудники сразу рубят с плеча.
Любопытно, что активизация "Петроэнергоконтроля" практически совпала со сменой владельца. В 2017 году компанию полностью выкупил известный ресторатор Алексей Носков (по данным СПАРК, 50% принадлежит лично Носкову, 50% — его же ООО "Расчетный центр"). Связаться с Алексеем Носковым через пресс–службу "Строганов Групп", которая частично принадлежит бизнесмену, не удалось.
В самом "Петроэнергоконтроле" пояснили, что де–юре сотрудники компании выписывают не штрафы, а своего рода квитанции от "Ленэнерго" и ПСК.
"Возмещение сетевой организации стоимости объема бездоговорного потребления является возмещением неосновательного обогащения, возникшего на стороне лица, допустившего бездоговорное потребление, в пользу сетевой организации", — ответили на запрос корреспондента "ДП" в контролирующей компании.
По словам самих игроков рынка, сетевые организации пытаются дважды получить плату с одних и тех же домов. "Если бы жители дома не платили за электричество, там уже давно отключили бы лампочки в парадной. Значит, оплачено и энергопотребление оборудования оператора. Но в "Ленэнерго" у кого–то появилась идея: а давайте мы еще что–нибудь потребуем с самих провайдеров", — размышляет генеральный директор универсального оператора связи "Обит" Андрей Гук.
Умей вертеться
Некоторым петербургским провайдерам все же удается решить проблемы с "Петроэнергоконтролем". Наиболее крупные игроки раскошелились. Другим же приходится искать альтернативы. Например, компания Arbital по абонентскому договору передала оборудование в безвозмездное пользование жильцам. Сама же компания занимается "сервисным обслуживанием" коммутатора.
"Оператор должен оплатить акт технологического присоединения — это около 5 тыс. рублей за дом. Плюс за свой счет провайдер должен провести все возможные проверки (вроде сопротивления изоляции), установить прибор учета. С таким маленьким потреблением это глупо и абсолютно бессмысленно", — считает исполнительный директор Arbital Андрей Лебедев.
В свою очередь, руководитель RNet Дмитрий Мезенцев рассказал, что "Петроэнергоконтроль" выписал компании "штраф" по пяти домам, за каждый дом — по 250 тыс. рублей.
"Но во время проверки нашего оборудования там и вовсе не стояло. Когда–то мы присутствовали в этих домах, но у нас там не было абонентов, и мы решили убрать технику", — вспоминает представитель компании.
В результате этот миллиард рублей от операторов связи "Ленэнерго" может не увидеть, поскольку у малых и средних игроков попросту нет таких денег. Некоторые провайдеры обещают пойти в суд и оспорить требования "Ленэнерго". Первые иски уже подготовлены.
“
В позиции "Ленэнерго" есть некое лукавство. Если бы закон действительно не допускал других вариантов борьбы с бездоговорниками, такая проблема была бы и в других городах. Было бы странно ожидать, что петербургские провайдеры все как один нарушители, а в остальной России такого нет. Но парадокс нашей ситуации в том, что нигде больше нет такой системной проблемы. Даже в Киришах все в порядке, понимаете? Доехал 150 км до Луги — там у них все в уведомительном порядке, и провайдеры регистрируются по субагентской схеме, когда они компенсируют затраты управляющей компании. Действительно, в Петербурге провайдеров может защитить сама управляющая компания. Но это частные случаи, у нас во всем городе процент ТСЖ очень низок. И защитить операторов, по сути, некому.
Алексей Леонтьев
директор Объединения альтернативных операторов связи
“
С одной стороны, есть незадокументированное потребление, с другой — совершенно неадекватный метод подсчета. И есть тупиковая ситуация, в которой энергетики пытаются электросвязь уничтожить. Если считать потребление по мощности блока питания, то оператор и так переплатит в 2–3 раза, но это будут хотя бы не миллионы рублей. В офисе можно поставить оборудование для майнеров и по сечению кабеля высасывать все электричество, в таком случае это логично. Но, когда речь идет о специальных устройствах связи, потребление имеет ровный характер, в этом нет никакого смысла.
Дмитрий Петров
генеральный директор ООО "Комфортел"
В контексте
Когда первые провайдеры только начинали походы по крышам жилых домов, случилось первое столкновение вооруженного оптическим кабелем прогрессивного бизнеса и коммунальщиков. Победила дружба. И деньги. Зачем надо было сейчас нарушать пакт о ненападении?
Обратимся к древним свиткам. В архивах печатных деловых изданий можно найти истории о том, как в редакцию приходили те самые провайдеры с леденящими душу молодых журналистов историями. "Мы несем людям технологический прогресс и нормально работающие торренты, а нам вставляют палки в колеса! Мы меняем тонкие медные провода и ADSL–модемы на надежные оптоволоконные соединения, а нам выписывают штрафы! И кто? 70–летние бабушки–домоуправительницы, которые отказываются распахивать перед нами чердаки по совету из районной администрации. Да как они могут вставать на пути тянущихся к свету юных юзеров (к свету фонарика из Counter Strike 1.6)?!"
Иначе говоря, в одно прекрасное время даже к мелким и очень независимым провайдерам приходили люди, которые объясняли: нельзя просто так взять и без спросу прийти в дом. Надо договориться — с ЖЭКом, с пожарниками, с местными чиновниками. Подтягивались поставщики электричества: как люди смогут тянуться к свету — и без света? "Давайте договариваться", — настаивали они.
Крупные провайдеры все порешали сразу — и с крупными ресурсоснабжающими организациями, и с крупными чиновниками. Подписали соглашения. Чтобы научно–технический прогресс проходил в тишине и за понятные, прогнозируемые годовыми бюджетами отчисления "ретроградам"–коммунальщикам. Чтобы, когда какому–то сотруднику администрации муниципалитета или абонентского отдела энергокомпании захотелось придраться — придраться было бы не к чему: "Ну что вы в самом деле, какие к нам могут быть претензии? Или нам позвонить вашему Ивану Ивановичу?.."
За последние лет десять расплодилось много маленьких провайдеров, плохо различимых в полумраке чердаков и парадных. Не то чтобы они лучшая "новая нефть"… Но они создают здоровую конкуренцию на рынке услуг связи, не позволяют более крупным игрокам необоснованно взвинчивать тарифы.
А вот когда тебе, энергетику, надо подчеркивать бедственное положение, чтобы не дай бог не снизили тарифы, стоит попробовать взять свое от всех, с кого позволяет закон. Тем более когда от тебя вот–вот уйдут крупные потребители (например, "Кинеф"), предпочитающие дешевые сетевые услуги большого федерального оператора (например, Федеральной сетевой компании) твоим (например, "Ленэнерго") дорогим.
Алексей Дмитриев