2018 год стал бесспорно ключевым для петербургского стрит-ретейла. Чемпионат мира по футболу стимулировал настоящий бум развития розничных торговых сетей разного формата.
Первая половина 2018 года ознаменовалась высокой динамикой спроса на аренду и покупку помещений активных игроков рынка. Лучше всего этот год отразился на представителях fashion-ретейла и сегмента общественного питания. Тем не менее к концу года можно было наблюдать значительное снижение интереса со стороны продуктовых сетей. К тому же, если в первом полугодии количество свободных помещений сокращалось стремительно, то во второй половине года эта тенденция заметно снизилась.
Чемпионат – двигатель торговли
Похоже, что сегмент уличной торговли оказался в самой выигрышной позиции в этом году. Приток большого количества туристов из российских регионов и разных стран на ЧМ-2018 привел к тому, что на основных торговых коридорах города, в особенности на отрезке Невского проспекта от площади Восстания до Александро-Невской лавры, ротация площадей достигла 22%.
"Для ретейлеров, работающих в центре города, год точно был успешным. В частности, "фактор ЧМ" оказал непосредственное влияние на заполняемость и выручку заведений общепита. Несмотря на его ослабление сейчас, в нетуристический сезон, год для операторов в центре можно назвать успешным. Для остальных районов города невозможно провести "общий срез" – для кого-то год был хорошим, для других – не очень", – отмечает Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International в Петербурге.
По данным Colliers, в преддверии мундиаля наибольшее количество новых открытий пришлось на сектор ресторанного бизнеса, баров и кафе – 65%. Второе место по объемам досталось магазинам одежды и аксессуаров – 25% от общего объема. Третье место заняли супермаркеты и магазины продуктов питания – 10%.
Среди сегмента общепита наибольшее расширение продемонстрировал сетевой фастфуд. Новые точки открылись у KFC, Burger King, расширилась сеть "Булки-Баранки". Эксперты A2 Retail отмечают также появление новых игроков на этом рынке – "4 Сыра", Mur Mur, Too Chi, Kazan Mangal, "Едим руками", FRANK и пр.
К концу года ситуация несколько поменялась. Сектор супермаркетов и продуктовых сетей вытеснил сегмент услуг за счет интенсивного роста количества салонов красоты и маникюра на Большой Конюшенной улице и Большом проспекте П.С. Объем ротации данного сегмента на основных торговых улицах города к концу года достиг почти 20%. При этом общепит сохранил свое лидерство.
Общий уровень вакансии, по наблюдениям компании A2 Retail, колебался в течение года. Перед чемпионатом мира количество свободных площадей в центре города достигло практически нулевой отметки, а улицы Рубинштейна, Жуковского, Некрасова и Невский проспект были заполнены почти на 100%.
После окончания ЧМ-2018 вакансия немного выросла и достигла, по данным A2 Retail, 1-3%. По подсчетам Colliers International, она достигла 4%.
В A2 Retail отмечают, что помимо позитивных факторов для стрит-ретейла были и некоторые негативные моменты, среди них – общий экономический спад, вызванный внешними факторами, и законодательные тенденции, касающиеся торговли.
К III кварталу можно было также говорить о росте региональных и московских сетей. Например, открылись "Правда кофе", "Раковая", "Лепим и варим".
Не только центр, но и окраины
Интенсивный спрос на торговые помещения наблюдался не только на центральных торговых узлах города, но и в спальных районах, а также в жилых кварталах новостроек, отмечают эксперты A2 Retail.
При этом спрос значительно превышал предложение, в особенности это касалось объектов, которые расположены в непосредственной близости от станций метро. Тем не менее арендаторы и покупатели нашлись даже у не самых ликвидных площадей.
Среди пригородов наибольшим интересом пользовались Кудрово, Мурино, Бугры и Красносельский район, а среди жилых кварталов – зоны вокруг станций метро "Проспект просвещения" и "Комендантский проспект". В основном это были представители среднего сегмента: аптеки, алкогольные магазины, банки, зоомагазины, ателье, маникюрные салоны и т. п. В жилых комплексах и новостройках, сданных в эксплуатацию в 2016-2017 годах, свободных помещений уже практически не осталось. При этом в жилых домах 2018 года срок реализации свободных помещений достиг 3-8 месяцев.
В основных торговых коридорах в центре города сделки по аренде заключались в основном на продолжительные сроки – на 13-15 лет, что, в принципе, вписывается в средние сроки окупаемости на престижных магистралях. Прогнозируемая окупаемость у станций метро, по оценке экспертов, достигает уже 11-12 лет, а в спальных районах – 9-10 лет.
Естественно, высокий спрос на площади отразился на ценах аренды-продажи помещений. Эксперты Colliers International отметили небольшой рост ставки аренды на основных торговых коридорах в первом полугодии 2018 года. В A2 Retail подсчитали, что средняя цена арендованных площадей в центре города составляла 200-500 тыс. рублей за 1 м2 в год, а стоимость помещений на продажу начиналась от 1 млн рублей за 1 м2.
В менее ликвидных точках в зависимости от состояния объекта и его площади стоимость аренды исчислялась 85-250 тыс. рублей за 1 м2 в год.