Планы построить под Архангельском технопарк по переработке мусора стоимостью 10 млрд рублей вызвали недовольство местных жителей.
По итогам 2018 года почти 2 млрд рублей благодаря экономии и дополнительным доходам остались в распоряжении Архангельской области. Излишки будут потрачены преимущественно на здравоохранение, культуру, дороги и сельское хозяйство. Чуть более половины средств уйдет на сокращение дефицита областной казны. На 2019 год одобрен бюджет с дефицитом 3,6 млрд рублей. Доходы области составят 77,163 млрд рублей, что на 5,6% больше, чем в 2018–м. Основными источниками поступлений станут НДФЛ (33,8%), налог на прибыль организаций (30,1%), налог на имущество (12,3%), акцизы (8,4%). Расходы — 80,735 млрд (рост на 5,9%). Инвестиционная часть бюджета составит почти 2 млрд рублей.
Региональное правительство декларирует самый низкий уровень инфляции на Северо–Западе, темпы экономического роста превышают общероссийские значения. Объем экспорта Архангельской области по итогам 2018 года превысит 2,3 млрд, а госдолг уменьшился на 20%. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов занимает 62–е место в рейтинге влияния АПЭК в категории среднее влияние, что в том числе может быть связано с протестными акциями.
В Москву — люди, из Москвы — мусор
В России проблема мусора стоит достаточно остро — уже накоплено около 100 млрд т бытовых отходов, которые заняли 4 млн га земли. И эти значения ежегодно увеличиваются на 5 млрд т отходов, которые складируются преимущественно на несанкционированных свалках. 4 млн га — это почти площадь Дании (43 тыс. км2), чуть больше площади Тайваня (36 тыс. км2), половина площади Ленинградской области (84,5 тыс. км2), а также 10 Дубаев, 20 тыс. Монако, 26 тыс. Петербургов.
Тем не менее предлагаемые варианты решения мусорных вопросов пока не находят позитивного отклика у населения. В Архангельской области не утихают протесты против "мусорного проекта" — создания ЭкоТехноПарка в Шиесе — по оценкам организаторов, порядка 30 тыс. протестующих в Архангельске, Северодвинске, Коряжме, Коноше, Котласе выходили на улицу выразить свое несогласие с созданием "трансрегиональной свалки" в Ленинском районе области.
В экономической и экологической повестке наметился ярко выраженный политический мотив — на хорошо организованных и спланированных митингах звучали призывы к отставке действующего губернатора региона Орлова. Тем не менее, несмотря на непростые политические условия, в Архангельской области проходят презентации предварительного проекта ЭкоТехноПарка "Шиес" — такие встречи с жителями уже прошли в Яренске и Урдоме. Московский инвестор рассказывает об особенностях проекта и отвечает на вопросы жителей.
Площадку под технопарк выбирали из пяти регионов и из 11 площадок на территории самой Архангельской области. Факторами, определившими выбор, называют отдаленность от населенных пунктов, наличие развитой железнодорожной инфраструктуры, возможность подключения к электричеству, а также потенциал дальнейшего развития и освоения территории. По словам инвестора, реализация проекта предполагает реформирование системы обращения с отходами, ликвидацию и рекультивацию свалок с использованием передового зарубежного опыта. В ЭкоТехноПарк, инвестиции в создание которого оцениваются в 10,5 млрд, из которых 6 млрд должны прийти в Поморье в ближайшие 4 года, планируют ввозить уже обезвреженные фракции, измельчать и брикетировать мусор будут в Москве.
Старт проекта планируется после завершения всех изысканий и экологической экспертизы в 2019 году, срок окончания строительства — 2020 год. Планируется, что ЭкоТехноПарк создаст 500 рабочих мест, а дополнительные доходы пойдут на модернизацию дорожной инфраструктуры, объектов здравоохранения и образования в том числе Ленского района. Проектом по утилизации и переработке мусора заинтересовалась и швейцарская компания Satarem — она предлагает построить в Поморье современный завод по сжиганию утилизированных брикетов из ТКО, чтобы получать из них электроэнергию и тепло. Руководство компании направило предложение о сотрудничестве администрации области.
Глубоководный порт и Белкомур
Амбициозный проект строительства глубоководного порта в Архангельске оказался под вопросом. "Ворота в Арктику" не могут открыться без грузовой базы, которая на сегодняшний день отсутствует. Пока в наличии только согласованная с Росморречфлотом декларация о намерении инвестировать в строительство объекта. Но есть ряд условий, в частности подтверждение 45% грузовой базы до 2025 года. Проектом предусмотрена максимальная осадка судов 11 м (сейчас Архангельский порт может принимать суда с осадкой судов до 9 м). Потенциальный грузооборот порта по проекту — 28 млн т, из которых около 65% приходится на контейнерные грузы, 10% — на наливные, 25% — на уголь. Период окупаемости составляет 8 лет.
Кроме того, поскольку глубоководный порт планируется строить почти в 60 км севернее основного порта, то потребуется подведение к нему железнодорожной ветки. Сложность задач и влияет на то, что порт ждет строительства уже не один десяток лет.
Так что в Стратегии развития Архангельской области, принятой в первом чтении на заседании регионального парламента, пока не нашлось места для "водных ворот". Зато говорится о создании "Воздушных ворот Арктики" — развитии сети авиаперевозок и создании крупного авиационного хаба для освоения Арктической зоны.