16 октября служба госстройнадзора Петербурга выдала разрешение на ввод в эксплуатацию "Лахта центра".
Город дожил до этого дня. Спустя 12 лет общественных дискуссий, сопротивления градозащитников и упорства москвичей — небоскреб достроен, а "Газпром" переезжает в Северную столицу.
Правда, пока это не слишком отражается на городском кошельке. По крайней мере цифрами в Смольном делиться не спешат, а без них экономический эффект от переезда кажется пока несколько преувеличенным.
История великого исхода нефтегазовых специалистов из столицы началась еще в 2005 году, когда "Газпром" приобрел у Романа Абрамовича нефтяную компанию "Сибнефть" (ныне известную как "Газпром нефть"). Тогдашний губернатор Валентина Матвиенко много хлопотала о том, чтобы увеличить доходы бюджета за счет статусных налогоплательщиков. В обмен на переезд "Газпрому" обещали и новый стадион для "Зенита", и деловой бизнес–центр "Газпром–сити".
Почти сразу начались и споры о том, кто на самом деле должен оплачивать эти стройки (да и так ли они нужны). Чтобы аргументы выглядели убедительнее, в ту пору и власть, и бизнес не стеснялись кидать на стол громкие цифры налоговых выплат. Так, за 2007 год Петербург должен был получить в виде налогов "Газпром нефти" 14 млрд рублей. Для сравнения: тогда весь годовой доход города составлял чуть больше 200 млрд, то есть переезд обеспечивал 7% казны.
Налоговая тайна
Но сегодня цифрами журналистов уже не балуют. В ПАО "Газпром" отказались давать какие–либо комментарии относительно налоговых выплат в петербургский бюджет. В городском комитете финансов "ДП" также отказали, сославшись на налоговую тайну (занятно, что 10 лет назад это никого не волновало). Единственная цифра, которую чиновники нашли возможным озвучить, — объемы поступлений от "компаний нефтегазовой сферы". По данным на 1 декабря 2018 года, они составили лишь 15,3 млрд рублей. То есть менее 3% от доходной части бюджета.
И это притом что в Петербурге уже сейчас прописаны несколько дочерних компаний "Газпрома", которые неплохо зарабатывают. Это не только ПАО "Газпром нефть" (чистая прибыль — 154,9 млрд рублей), но и ООО "Газпром Экспорт" (105,4 млрд рублей, переехало в 2013–м), а также ООО "Газпром переработка" (11,3 млрд рублей, переехало в 2017–м). Всего в городе работает полтора десятка структур "Газпрома", но размеры их доходов могут не сказаться на доходах казны.
"Газпром" является консолидированной группой налогоплательщиков, которая платит налог на прибыль, исходя из совокупного результата всех участников группы. При этом налог уплачивается по месту нахождения основных производственных мощностей и численности персонала. Это усложняет прогнозирование поступлений по налогу на прибыль. Налог на прибыль также несет в себе риск роста возвратов из бюджета города в неблагоприятные годы", — отмечает Елена Ожегова, директор аналитической группы по региональным финансам FitchRatings.
Золотые сотрудники
По мнению специалиста, основное влияние на бюджет будут оказывать зарплаты газпромовских специалистов. Тем более что поступления от НДФЛ сейчас составляют порядка 60% всех налоговых доходов города. Правда, пока что и эти процессы не очевидны.
"Проект бюджета города на 2019 год предполагает рост НДФЛ на 12%, налога на прибыль на 10%, что сопоставимо с динамикой прошлых лет. Прогноз по налогу на имущество организаций в бюджете достаточно консервативен, ниже фактических поступлений за 10 месяцев 2018 года", — уточняет Елена Ожегова.
В 2017 году среднемесячная зарплата в "Газпром нефти" составляла 113 тыс. рублей. Предполагалось, что в "Лахта центре" будут трудиться около 8 тыс. человек. Если экстраполировать цифры, объем НДФЛ, уплаченных этими сотрудниками, не превысит 1,5 млрд рублей. Попробуем прибавить к этому налоги с выплат топ–менеджерам "Газпрома". В 2016 году они получили от родной компании 2,5 млрд рублей, то есть отчисления в бюджет не превысили бы 325 млн рублей. Не слишком впечатляющие суммы.
Обживут улицы
Другое дело, что "Газпром" не всегда отдает долги обществу исключительно налогами. Мечты сбываются в том числе и за счет социальных программ. И хоть дорогостоящий стадион "Газпром арена" в результате строил сам город, но оплачивать его содержание будет уже "Газпром" — он передан клубу "Зенит", главным спонсором которого является компания.
"Международный опыт показывает, что размещение в городе головных офисов крупных компаний генерирует сразу несколько позитивных эффектов: например, города становятся привлекательнее для обучения и жизни молодых специалистов. Кроме того, возрастают инвестиции в развитие социальной инфраструктуры и программы корпоративной социальной ответственности: как показывают исследования, компании внимательнее и ответственнее относятся к развитию территорий, в которых находятся их головные офисы", — напоминает Александр Пахалов, руководитель проекта "Рейтинги регионов России" Национального рейтингового агентства.
Также есть мультипликативный эффект от переезда в Петербург партнеров, а также подрядчиков, в том числе и компаний, не связанных напрямую с нефтегазовым бизнесом. Бизнес средней руки (элитные фитнес–центры и рестораны) почувствовал переезд одним из первых — он подбирается к петербургским офисам "Газпрома", чтобы заработать на столичных привычках. А вот громких заявлений от партнеров пока мало. Из крупных компаний в Санкт–Петербург перевела свой российский офис только нефтегазодобывающая компания Германии Wintershall Holding GmbH. 90 сотрудников переехали на берега Невы в августе 2017 года.
Офисное потрясение
Пожалуй, яснее всего заметили новоселье газпромовских специалистов на рынке офисной недвижимости. Вот там не спали ночами, тем более что в 2012 году "Газпром" появился в городе как гром среди ясного неба — переезд оказался полной неожиданностью для специалистов рынка. В течение следующих 4–5 лет структуры "Газпрома" арендовали или приобрели в собственность в Петербурге около 430 тыс. м2 офисов классов А и В. Ставки на помещения в офисах высшего класса за последние 3 года выросли на треть.
Теперь сотрудники начнут переезжать в построенный бизнес–центр на Лахте, освобождая купленные офисы. Но трагического провала на рынке не ждут. "Новый объект не перекрывает и четверти запросов на офисные площади от "Газпрома", которые в городе есть сегодня. Целый ряд структур останется в тех бизнес–центрах, которые они сейчас арендуют или приобрели. Те качественные площади, которые освободятся, в условиях низкой вакансии довольно быстро найдут новых арендаторов", — говорит Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg.
А вот жилищный рынок остался без солидных покупателей — по крайней мере массового притока клиентов там так и не отметили. Ведь для многих топ–менеджеров это не переезд из Москвы, а возвращение в Петербург.