Когда лет десять назад мне попадались проектные иллюстрации новых домов в Петербурге (особенно в его центре), в голове вертелось только одно слово — "кошмар". Теперь же все чаще — "а ничего".
Та нормативная база, которая была тогда, и та, которая есть сейчас, отличаются разительно. Тогда по сути любой проектировщик мог творить все, что ему заблагорассудится. У него не было достаточной базы знаний и достаточного вкуса, опыта тоже.
В итоге весь город покрылся, как лишаями, домами в стиле стаканизм (это когда обязательным элементом были остекленные круглые балконы или башенки, своими стеклопакетами напоминающие граненый стакан).
С 2008 года власти осмелились внести в это безумие здравую нить. Появились зачатки запрета на снос исторической застройки, более–менее приемлемое ограничение высоты, требования к фасадам, сокращающие процент остекления.
Когда юристы застройщиков раз за разом находили лазейки, их устраняли. Застройщикам при этом выгодно было — и до сих пор, кстати, выгодно — называть этот процесс постоянной сменой законодательства. Но это не так. Просто, как говорится, на каждую хитрую гайку есть свой болт с резьбой. В итоге за 10 лет, к 2018–му, законодательство более–менее подчистили.
Потом взвыли сами проектировщики. Дескать, "сложно нам, очень сложно, все руки связали". Впрочем, у тех, кто весь пропитан стаканизмом, количество заказов действительно сократилось. И слава богу. А те, кто смог подстроиться под ограничения, сейчас строчат проект за проектом.
Казалось бы, общеизвестный факт: чем больше творческого человека заковываешь в ограничения, тем более остроумный вариант он делает. И это касается любого творчества: и театра, и писательского дела, и архитектуры. Конечно, для этого нужна еще основа, опыт, набитая рука — но это приходит.
Проиллюстрировать положительную тенденцию, впрочем, не особо получится. За период с декабря 2017–го по декабрь 2018 года в исторической застройке возвели не так много зданий, а именно 11. Главным архитектурным обретением, безусловно, стал жилой дом в Басковом пер., 2, от ЛСР. Не за то, что он выполнен под старину, а за то, что он выполнен качественно. Угол и фасад вдоль переулка вышли замечательно; дом хорошо лег в перспективу и стал тем редким теперь новым зданием, которое хочется разглядывать.
Существенно хуже, но тоже относительно удачный пример — жилой дом на Малом пр. В.О., 52, от ЮИТ. Впрочем, при одном условии: если смотреть на него только со стороны Смоленского кладбища и только издалека.
Вообще идеальным архитектурным произведением 2018 года можно смело считать жилой дом на Корпусной ул., 3, от "Балтийской коммерции". Это пример современного осмысления конструктивизма авторства Евгения Подгорнова. Цвет, формы, элементы — просто праздник какой–то. Все гармонично, нет ничего лишнего и ничего отсутствующего. И важно, что дом встал вне исторической застройки — в Колтовской слободе, где от дореволюционных лет осталась в основном только трассировка улиц.
В спальных районах тоже иногда (скажем честно — крайне редко) появляются неплохие примеры. Например, жилой дом на Дальневосточном пр., 12, корп. 2. Обычный застройщик возвел бы там просто стены одной 20–этажной высоты, благо ограничений нет, но группа Legenda согласилась сделать интересный силуэт из семи высоток, плюс по первому этажу создали открытую для всех галерею — как когда–то в советские годы.
В Полюстровском пруду сквера Безбородко отражаются пять симпатичных домиков, выполненных в форме кешью, — эти высотки на ул. Жукова, 1–3, возвела "Теорема". На пр. Тореза, 77, корп. 1, "Строительный трест" поставил дом–красавец с интересными кирпичными решениями фасадов (примечательно, что поначалу он там планировал спальную 25–этажку, но вмешались градозащитники).
В 2018 году появилось немало иллюстраций будущих зданий с весьма приемлемым обликом. Пожалуй, если так пойдет дальше, хорошая архитектура новостроек лет через пятнадцать станет не исключением, а обычным явлением. И это можно только приветствовать.