На фоне общего подъема рынка онлайн-продаж один из крупнейших его представителей — сеть магазинов электроники "Ситилинк" расширяет свои торговые площади и географию. Компания открыла очередной магазин в Петербурге, в планах дискаунтера трехкратный рост торговых точек в регионах России.
Движение вверх
Рынок онлайн-ретейла электроники продолжает неуклонно расти. Об этом говорят данные агентства Data Insight. Согласно последнему исследованию, в 2017 году в российских интернет-магазинах электроники было оформлено более 52,6 млн заказов на сумму 369,8 млрд рублей. А в 2018 году аналитическая компания Nielsen провела исследование ретейл-продаж, по результатам которого электроника вошла в пятерку самых популярных категорий покупок. В ходе опроса 32% онлайн-потребителей заявили, что покупали электронику через Интернет.
По подсчетам Data Insight, лидером сегмента электроники в онлайн-продажах стал дискаунтер "Ситилинк" — его доля на рынке составила в прошлом году 15%. В текущем году положительная динамика развития компании сохраняется: выручка за три квартала 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более чем на 30%.
Экономический климат для рынка онлайн-коммерции директор "Ситилинк" Александр Лозовский характеризует как "умеренный". "Если не произойдет резких колебаний курса доллара, то развитие будет продолжаться на том же уровне", — рассказал Александр Лозовский.
Расширение территории
Как сообщил "ДП" Александр Лозовский, рост продаж "Ситилинк" наблюдается во всех регионах. Компания приступила к долгосрочному плану развития на несколько лет вперед. Основной приоритет сейчас — увеличение к концу 2019 года торговой сети до 200 магазинов-складов, 600 собственных пунктов выдачи и стольких же сторонних — на базе партнерской компании DPD Pickup с широкой сетью пунктов по всей стране. В Северо-Западном округе, к примеру, кроме петербургского магазина на Ленинском проспекте, в декабре появились точки в формате "смарт" в Пскове и Колпино. В январе-феврале ожидаются новые открытия.
Для ускорения внутренних процессов компании "Ситилинк" провел территориальную реорганизацию, создав пять дивизионов по управлению локальными подразделениями. Это переход от линейной структуры с подчинением 20 территориальных центров головному офису к многоуровневой системе с меньшим числом ключевых региональных подразделений. "Новая модель управления предоставляет больше самостоятельности и оперативности в принятии решений на местах, расширяет возможности для локального развития бизнеса по направлениям розничных и корпоративных продаж, укрепляет маркетинг и способствует эффективному развитию", — добавляет Лозовский. Штаб-квартира по СЗФО расположилась в Санкт-Петербурге. На должность руководителя дивизиона назначен Михаил Рубашкин, ранее возглавлявший компанию "РИК-Компьютерс".
Технологии в помощь
Все более широкой и, главное, необходимой практикой в условиях жесткой конкуренции на рынке ретейла становится автоматизация процессов. По оценкам экспертов, за последние несколько лет инвестиции в проекты по in-store оптимизации в западных странах составили более $3 млрд. Больше всего вкладывают в сервисы по автоматизации касс, по онлайн-отслеживанию товара в магазине; сервисы аналитики, которые связывают покупки пользователя онлайн и офлайн с его поведением внутри магазина. Компания "Ситилинк" также делает акцент на цифровых технологиях. Клиентам магазина предлагается сделать заказ или в онлайн-режиме, из дома, или непосредственно в магазине с помощью сенсорных терминалов. Более того, компания проводит модернизацию терминалов самообслуживания и планирует установить около 800 "умных" устройств в 330 городах.
Новые терминалы будут поддерживать технологии распознавания голоса и видеоаналитику. Благодаря расшифровке устройством голосовых команд отпадет необходимость вводить все данные вручную на экране, что ускорит процесс покупки товара. А система аналитики видеоданных поможет составить персональные предложения с учетом пола и возраста клиента. "Умный" софт для устройств был разработан самой компанией. По словам директора по развитию сети Михаила Замыцкого, такое сочетание технологий внутри терминала для покупок "Ситилинк" реализует одним из первых среди российских ретейлеров. "Мы ожидаем рост продаж через терминалы в пределах 10-15%. Кроме того, обновление устройств оптимизирует процесс кассового обслуживания, тем самым увеличит пропускную способность магазина", — отметил Михаил Замыцкий.
Промо с отличием
Помимо технологизации фактором устойчивости ретейлеров является эффективная маркетинговая деятельность: компаниям необходимо выделяться среди других игроков. В этом направлении "Ситилинк" при открытии новых торговых точек традиционно запускает акцию "1000 покупок по рублю". Помимо этого, ретейлер проводит промокампании, рассчитывая привлечь молодую аудиторию. Так, "Ситилинк" стал организатором реалити-шоу "Академия киберспорта". "Как результат, мы добились более 2,5 млн просмотров выпусков шоу и финального турнира", — рассказали в компании. Киберспортивная промоакция принесла "Ситилинку" заметные результаты. Так, по словам Михаила Замыцкого, акция дала более 20 млн контактов с рекламными материалами (60% из которых — видео), в компании отметили уверенный рост продаж техники из раздела товаров для геймеров.
О компании:
Электронный дискаунтер "Ситилинк" — один из крупнейших онлайн-ретейлеров в России, входит в группу компаний Merlion. Федеральная сеть работает на рынке 10 лет. На данный момент представлена более чем в 330 городах России магазинами-складами (свыше 85) и пунктами выдачи (около 500). В ассортименте дискаунтера около 50 тыс. наименований компьютерной, цифровой, бытовой техники, других категорий товаров, включая садовую, автомобильную электронику, офисную мебель, канцелярию. В мае 2018 года компания запустила в продажу товаров Food, в частности, кофе. Компания работает как с розничными, так и с корпоративными клиентами. Среди бизнес-заказчиков — небольшие и средние компании, а также крупные организации, такие как
ПАО "Татнефть"
,
"ВкусВилл"
,
"АльфаСтрахование"
и другие. Оборот сети по итогам 2017 года составил 60,1 млрд рублей (с НДС). Компания занимает первое место по объему интернет-продаж электроники в рейтинге Data Insight*.
*Результаты исследования Data Insight "Онлайн-рынок электроники (включая универсальные товары)", 2017 г.