Уходящий год для российской розничной торговли не принес серьезных позитивных изменений, хотя можно говорить о наметившемся восстановлении покупательной способности. Рубль укрепился, люди устали экономить и отправились в банки брать кредиты. 2018 год действительно оказался лучше, чем прошлый, констатирует гендиректор «Infoline-Аналитики»Михаил Бурмистров.
Например, рынок Петербурга чувствовал себя неплохо за счет туризма. На динамику оборота розничной торговли города в 2018 году существенное влияние оказала именно туристическая составляющая, считает Михаил Бурмистров, приводя в пример систему tax-free, Чемпионат мира и активных китайских туристов.
Второй позитивный фактор для Петербурга — рост доходов населения, добавляет эксперт. На рост товарооборота под конец года повлияли и законодательные инициативы. Не дожидаясь роста НДС на 2% в 2019 году, потребители тратили больше в ноябре-декабре. В том числе это подтверждают рекордные продажи в «Черную пятницу».
С другой стороны, кризис все же не закончился и итоги года вряд ли окажутся сильно лучше показателя 2017 года, сетуют торговые сети. Например, фешен-рынок не ждет роста по итогам года. Продавцы детских товаров переживают из-за падения рождаемости. На косметику и парфюмерию люди тоже не стали тратить больше. Даже на планах потребителей на новогодние траты сказываются опасения по поводу ситуации в экономике, сделали вывод специалисты Deloitte.
По мнению экспертов агентства INFOLine, к докризисным показателям мы можем вернуться не раньше 2021 года. Пока же модель поведения потребителей меняется от сбережения к «бережливому» потреблению. Всем сетям, чтобы удержать экономного, но требовательного покупателя, пришлось вступить в гонку промоакций. Магазины продуктов, одежды, косметики с начала кризиса пестрят цветными ценниками, предложениями бонусов и прочими завлекательными фишками. Растет разве что онлайн. Сработал эффект низкой базы и удобство покупки. Если россияне и готовы в текущих экономических условиях тратиться, то не в торговом центре, а в интернет–магазинах.
В 2018 году в российской рознице произошло несколько знаменательных событий. На рынке сменился лидер. X5 Retail Group по итогам 2017 года стала розничной компанией номер один в стране, оставив позади «Магнит». Сам «Магнит» покинул его основатель Сергей Галицкий, одна из ключевых фигур в российском ретейле. 29,1% акций Сергея Галицкого купил банк «ВТБ», заставив забеспокоиться весь розничный рынок появлением в торговле государственного участия.
Не только ВТБ в этом году заинтересовался ретейлом. Рынок всколыхнули «Яндекс» и Сбербанк, которые запустили интернет-магазин «Беру». Проект двух гигантов, по замыслу создателей, должен через 5 лет выйти на оборот 500 млрд рублей. У нового проекта поспешил объявиться конкурент: китайский интернет-гигант Alibaba Group, оператор связи «Мегафон», Mail.ru Group и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорились создать совместное предприятие в России.
2018 год был богат на громкие сделки. Так, под занавес 2017 года X5 Retail Group приобрела 32 супермаркета «О’Кей», уже к концу января 2018 года все супермаркеты были закрыты, а в июне завершился ребрендинг магазинов под брендом «О’Кей» в супермаркеты «Перекресток». Салоны сотовой связи «Евросеть» и «Связной» закрыли сделку по слиянию своих бизнесов. Основным результатом для рынка станет оптимизация объединенной сети.
Группа «М.видео — Эльдорадо» (входит в группу «Сафмар»Михаила Гуцериева) купила бизнес ретейлера бытовой техники Media Markt в России. Немецкая MediaMarktSaturn приобрела 15% акций ПАО «М.видео» у группы «Сафмар», а группа «М.видео — Эльдорадо» приобрела 100% участия в ООО «Медиа-Сатурн-Русланд». «М.видео — Эльдорадо» получила в управление 42 магазина Media Markt в 22 городах России. Второй пример — французская сеть магазинов товаров для дома и ремонта «Леруа Мерлен» купила финскую сеть «К-раута». Сумма сделки составила 12 млрд рублей.
Другая международная DIY-сеть тоже приняла решение покинуть рынок. Британская Kingfisher заявила, что принадлежащая ей сеть магазинов товаров для дома и ремонта Castorama прекратит работать в Испании, Португалии и России. Как именно ретейлер будет уходить из России, в Castorama еще не решили: Kingfisher готова продать сеть как целиком, что было бы предпочтительнее, так и по частям.
Петербургский рынок тоже пережил несколько потерь. Одна из старейших сетей по продаже товаров для дома и интерьера «Дом Лаверна» весной закрыла все магазины. Причиной стали низкая маржинальность бизнеса и кризис.
В продовольственном сегменте конкуренция продолжила расти, подкосив местные сети. Магазины закрыли сети «Нетто» и «Естный». Владельцы петербургской сети «Первая премия» стали франчайзи проекта «Фасоль» немецкой сети METRO Cash and Carry. В марте сеть «Мелодия здоровья» купила 13 аптек «Горные вершины».
Зато приходили и новички. В Петербург вышли несколько федеральных игроков. Это сеть «ВкусВилл», которую эксперты называют очень интересным проектом: ретейлер нашел свою нишу и успешно конкурирует с крупными продовольственными сетями. В открытие 200 точек в Петербурге компания намерена инвестировать 1,5 млрд рублей.
С осени в городе заработала вторая в стране сеть алкомаркетов «Бристоль», а 1,5 года назад свои первые магазины в Петербурге открыл ее главный конкурент — лидер этого сегмента «Красное и Белое» — и в 2018 году проводил активную экспансию.
Весь год рынок наблюдал за продолжением конфликта в одном из крупнейших ретейлеров страны «Юлмарте». В 2018 году его совладелец Дмитрий Костыгин дважды был выпущен из-под домашнего ареста. Ретейлер ведет переговоры с новыми инвесторами и банками-кредиторами.
«В 2018 году серьезно усилилась конкуренция, рынок Петербурга становится все более федеральным и консолидированным, — объясняет Михаил Бурмистров, — В следующем году ситуация будет сложнее, чем была в 2017 году. Нет понимания, за счет чего будут расти реальные доходы населения, состояние бюджета из-за снижения цен на нефть будет ухудшаться, будет влиять и ситуация с повышением пенсионного возраста».