Желающие поучаствовать в ней выстроились в очередь. Яхтсмены уже готовят ответные предложения и хотят добиться отмены постановления городского правительства, позволяющего строить в яхт–клубах рестораны и гостиницы.
Реновация с косой
Выходящий к Малой Невке и Малой Неве участок площадью почти 13 га находится в собственности Петербурга, но передан в ведение Санкт–Петербургскому речному яхт–клубу профсоюзов, принадлежащему Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Яхт–клуб работает здесь с 1930–х годов. С архитектурной точки зрения интересны его главное здание 1978 года постройки (три его этажа напоминают палубы круизного лайнера) и дореволюционный деревянный дом управляющего нефтеперегонной фирмы "Ропс и Ко", который требует реставрации.
По данным СПАРК, при выручке 62,5 млн чистая прибыль клуба за 2017 год составила 165 тыс. рублей. У его причалов стоят как частные, так и профсоюзные яхты, которые используются членами региональной общественной организации (РОО) яхтсменов.
С 1990–х к земле проявляли интерес несколько инвесторов. В 2015 году была разработана концепция радикальной реконструкции яхт–клуба, под которой стояли подписи директора Ленинградской федерации профсоюзов Владимира Дербина и митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Варсонофия. В качестве инвестора выступила группа компаний "Экохолдинг".
На территории яхт–клуба предполагалось построить гостиницу на 240 номеров, крытый паркинг для посетителей, многофункциональный спортивный клуб и храм по проекту архитектора Максима Атаянца (впоследствии, как сам зодчий сообщил "ДП", он от проекта отошел).
Концепция вызвала недовольство РОО, поскольку затрагивает ее интересы. Во–первых, клуб превратится в "проходной двор" — в гостиницу поедут личные машины, автобусы и такси, пояснил "ДП" член организации яхтсменов Константин Бойков. Во–вторых, она займет очень большую территорию, ведь нужна еще и парковка, а эту землю можно использовать под развитие клуба. В–третьих, под видом гостиницы могут быть построены апартаменты.
Эти страхи небеспочвенны. Ранее апартаментами (формально — "помещениями для временного пребывания и отдыха яхтсменов", как указано в разрешении на ввод в эксплуатацию) был застроен Морской (Императорский) яхт–клуб на набережной Гребного канала, 1, на Крестовском острове. При этом были сохранены причалы — они подавались как преимущество при приобретении площадей в этом элитном комплексе. Застройщиком выступало ООО "Спортивно–оздоровительный комплекс "Императорский яхт–клуб".
Недовольным яхтсменам профсоюзного яхт–клуба удалось поднять шум в СМИ и добиться того, что концепция реконструкции Петровской косы была заблокирована Смольным. Городские власти решили сами заняться этой территорией. В 2016 году они выдали задание на разработку проекта планировки территории (ППТ), который подготовил НИПЦ Генплана Санкт–Петербурга. Однако в итоге этот документ, вынесенный на общественные слушания в декабре минувшего года, оказался не таким, как ожидали яхтсмены.
Клубный передел
В феврале 2018 года гендиректор "Экохолдинга" Вадим Епишин возглавил и Санкт–Петербургский речной яхт–клуб профсоюзов. В тот же месяц, по словам заместителя председателя комитета по физкультуре и спорту Николая Растворцева, яхт–клуб обратился в комитет имущественных отношений с заявлением о разделе участка. "Данные действия очевидным образом направлены на обеспечение возможности выкупа большей части земельного участка в частную собственность", — заявил чиновник в письме тогдашнему вице–губернатору Михаилу Мокрецову, комментируя эту инициативу. По его мнению, в результате город не смог бы развивать участок "в интересах спорта".
Проект планировки, разработанный НИПЦ Генплана, разделение участка не предполагает (за исключением выделения береговой полосы, что формально сделано для соблюдения требований Водного кодекса). Согласно документу, территория предназначена для "размещения городского центра парусных и водно–моторных видов спорта". Однако, согласно приложенному к проекту техзаданию, подготовленному комитетом по физкультуре, там должны появиться новые объекты: павильон для награждений и официальных мероприятий, медико–восстановительный центр, крытый бассейн и автостоянка не менее чем на 264 автомобиля. Одной из самых крупных новостроек станет центр физической подготовки, из 10 тыс. м2 площади которого 2 тыс. м2 займут "административные и методические помещения", а 3,5 тыс. — "блок питания и комнаты отдыха спортсменов". Которые на практике могут оказаться гостиницами или апартаментами.
Обслуживание яхт (ремонтную базу и эллинги) планируется перевести на соседний с клубом участок, который до последнего времени занимало автопредприятие "Спецтранс" (само оно перспективе переезда не радо, следует из поданных поправок).
Благодаря выводу служб с основной территории может улучшиться вид из окон жилой новостройки, которую с января 2018 года возводит возле клуба, на месте бывшей экспериментальной судоверфи на Петровской косе, 7 / 2, АО "Эталон–ЛенспецСМУ".
А вот предложение самой Федерации профсоюзов построить на территории яхт–клуба гостиницу на 240 номеров ППТ не учитывает. Профсоюзы пытались настоять на незаконности проекта планировки, указывая на якобы допущенные в нем формальные нарушения. Но их поправки были отклонены, следует из обнародованного в декабре протокола слушаний.
Похоже, что ППТ был разработан городом в интересах Комплексной школы высшего спортивного мастерства, которой, скорее всего, не очень интересно развитие "взрослого" яхтенного спорта, считает еще один собеседник "ДП" — член РОО Михаил Лепешкин.
Застройка по схеме
Размещение "мест для отдыха яхтсменов (гостиниц)", ресторанов и других непрофильных объектов на территориях яхт–клубов предусмотрено принятым в 2009 году постановлением городского правительства №151 "Об отраслевой схеме размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Петербурга".
Документ утверждался в том числе "в целях обеспечения обоснования проектов планировок территорий". Эффект от него оказался своеобразный: схема быстро сокращалась, поскольку перечисленные в ней клубы застраивали.
"После подписания этого постановления все ссылались на него: мы действуем в соответствии с решением правительства", — посетовал Константин Бойков.
Он рассказал, что сейчас яхтсмены добиваются внесения корректив в это постановление. Чтобы либо исключить из него гостиницы, либо прекратить действие документа полностью как уже выполнившего свою роль. Но позиция и исполнительной, и законодательной власти пока непонятна.
Как сообщил "ДП" депутат Законодательного собрания Борис Вишневский, Смольный отправил ППТ яхт–клуба на Петровской косе на доработку. Получить оперативный комментарий КГА не удалось.
Яхтсмены сейчас готовят собственную концепцию развития клуба с учетом сделанных городом предложений. Она предусматривает строительство новых эллингов и совместное использование территорий (зимой — для хранения яхт, летом — для отдыха), рассказал "ДП" член президиума Санкт–Петербургского парусного союза Никита Бриллиантов.
"Территория яхт–клуба является очень ценной, но оставлять ее в том виде, как она есть сейчас, невозможно", — считает Максим Атаянц. С его точки зрения как горожанина, самое худшее, что может случиться, — если эту землю просто постигнет судьба Леонтьевского мыса, и все застроят жильем. Нужно сохранить характер и назначение территории, чтобы там был и яхт–клуб (который нужно привести в порядок), и красивая рекреационная зона. При этом необходимо помнить, что речь идет о части морского фасада Петербурга.