Вступивший в силу с 1 января закон о самозанятых не коснулся Петербурга — эксперимент по выводу из тени тех, кто работал, но не хотел делиться с государством, стартовал в четырех российских регионах.
При этом, по данным ВЦИОМ, на столицы — Петербург и Москву — приходится 11% всех российских самозанятых. В Петербурге примеры "обеления" по собственной воле уже есть. Один из мотивов — не подвести и, следовательно, не потерять корпоративных клиентов. Кто они — люди из серого сектора? И почему некоторые репетиторы, фотографы и дизайнеры все же собираются пополнять казну?
Обращайтесь — легализовано
Некоторые петербургские предприниматели воспринимают безналоговую жизнь как вредное для бизнеса состояние. Но в первую очередь речь идет о тех, кто действует в сфере b2b и/или нацелен на расширение бизнеса.
В прошлом самозанятый, а ныне индивидуальный предприниматель из Петербурга фотограф Виталий Мейстер признается, что без уплаты налогов и статуса ИП он потерял бы заказчиков. "Компании, с которыми я сотрудничал на долгосрочной основе, начали бояться, что рано или поздно налоговая об этом узнает. Заказчики сказали прямо: становись ИП, или мы будем искать другого. С частными клиентами, правда, иногда приходится работать на прежних условиях: к сожалению, кому–то проще отдать гонорар наличными, без договоров", — говорит фотограф.
"Работать официально — это нормально и правильно. Наша марка когда–то работала "всерую", но о бизнесе и больших планах говорить не приходилось. Когда мы легализовались, нам открылся мир возможностей. Сейчас мы сами не работаем с серыми организациями. Такие компании "заразные" — вынуждают вести дела полулегально и не несут ответственности", — описывает свой опыт Евгений Прост, художественный руководитель петербургской марки аксессуаров (Walleysmark).
Несмотря на наличие вынужденных и совестливых, абсолютное большинство самозанятых из тени выходить не собирается. Согласно реестру ФНС, на декабрь 2018 года по всей России легализовались 2 880 человек. В Петербурге таких нашлось 109, в Ленинградской области — 19.
Частично или самостоятельно занятые с одной стороны и потенциальные работодатели — с другой продолжают обретать друг друга, в том числе с помощью порталов поиска работы. "Во втором полугодии 2018–го количество вакансий с возможностью проектной деятельности выросло на 36%, при этом общее количество вакансий приросло на 40%. За последние 5 лет динамика вакансий для частично занятых была еще более активная — их количество выросло в 2 раза", — приводит данные руководитель отдела маркетинга "HeadHunter Северо–Запад" Екатерина Скляренко,
От этикета до санскрита
Спрос рождает предложение — и инициативные граждане не только зарабатывают сами, но и в определенной степени восполняют качество государственных услуг. При этом многие уже не доверяют только сарафанному радио, а используют несколько каналов продвижения информации о себе.
"Самозанятыми заполнена каждая сфера нашей жизни. Почему это так, можно понять на примере системы образования: если услуга для граждан на государственном уровне исполняется некачественно, формируется потребность в ее замещении или дополнении профессиональными специалистами или альтернативными методами", — полагает Андрей Рерих, производственный директор проекта UpStudy.ru (платформы, которая специализируется на подборе специалистов в сфере образования).
На "Профи.ру" профилей репетиторов 19,5 тыс. (по 690 предметам). На UpStudy.ru при поиске выпадает больше 16 тыс. результатов. Научить готовы буквально всему: от эфиопского языка до этикета, больший доход имеют специалисты, которые готовят к экзаменам, и носители распространенных языков.
При этом предлагающие образовательные услуги используют несколько каналов продвижения. "Чаще всего с нами сотрудничают те же специалисты, которые размещают свои объявления и на других ресурсах или вообще находят клиентов сами, через свои контакты", — говорит Андрей Рерих.
Лучшие частные преподаватели "при деле" еще в августе–сентябре. Зимой у ученика может не остаться альтернатив, кроме как вузовские подготовительные курсы или групповое — а не индивидуальное — обучение. Предприниматели, работающие легально, уверяют, что их предложение ничем не хуже. "Репетиторство один на один — это обучение в расслабленных условиях квартиры. А на групповых курсах история обратная: в маленькой группе всем хватает внимания, но появляется легкий флер соревнования — понимаешь уровень других детей и тянешься за ними", — убеждена Анастасия Панкина, владелица курсов по подготовке школьников к ЕГЭ и ОГЭ "101 балл" и лауреат конкурса "Gazelle Бизнеса 2017", который проводит "Деловой Петербург".
Традиционно "самозанятая" сфера — программирование. Сотрудничество с "серыми работниками на удаленке" представители бизнеса обосновывают спецификой сферы, плюсы могут перевешивать минусы. "Большинство специалистов целые дни проводят за компьютерами. Какая разница, сидеть перед монитором дома или в офисе? Конечно, при наличии работников вне офиса сложнее поддерживать сплоченность коллектива и мотивацию сотрудников, зато можно экономить на содержании помещений, — поясняет руководитель и сооснователь сервиса Work-zilla.com Петр Щекочихин. — К тому же объем работы часто бывает недостаточным для того, чтобы полностью занять сотрудника и нанять его в штат. Поэтому многие организации готовы привлекать на отдельные проекты независимых специалистов. Самозанятые в свою очередь могут параллельно сотрудничать с несколькими организациями. В итоге все выигрывают".
Еще одна многочисленная группа специалистов — ремонтники. На одном лишь портале "Профи.ру" — анкеты почти 6 тыс. мастеров. Зарабатывают буквально на всем: от укладки ламината до вертикального озеленения и вывоза снега. Специалист найдется для решения проблем любого времени года. Также на сайте чуть больше 5 тыс. зарегистрированных мастеров красоты, 22% из них — визажисты (предлагают как женский, так и мужской макияж). Куда реже в Петербурге за вознаграждение устраняют запахи и чистят зубы животным. По крайней мере, рекламируют свои услуги на этом ресурсе лишь несколько человек на весь город. Может быть, им в тени удобнее.