Несмотря на новые директивы правительства, госкомпании не торопятся переходить на отечественный софт.
Только с начала года в реестр отечественного программного обеспечения включили 37 приложений. Также за это время в Минкомсвязь подано более сотни заявок на включение в перечень.
Для сравнения: за весь 2018 год в реестр отечественного ПО вошло 877 программ, а всего в нем более 5000. Но использовать этот "ассортимент" многие компании по–прежнему не готовы, поэтому сдвигать дело с мертвой точки приходится добровольно–принудительным путем.
Приближение дедлайнов
Председатель правительства Дмитрий Медведев недавно заявил, что к 2024 году доля отечественного ПО в государственных структурах должна превышать 90%, а в госкомпаниях — 70%.
Вместе с тем в директивах министра финансов Антона Силуанова указано, что уже к 2021 году доля отечественного софта в госкомпаниях должна превышать 50%.
В экспертном совете по отечественному ПО при Минкомсвязи корреспонденту "ДП" пояснили, что чиновники решили считать долю по стоимости ПО, установленного на предприятиях.
В обязательном порядке использовать отечественное ПО сегодня должны только госорганы. Компаниям с госучастием пока только "рекомендовали" перейти на российские аналоги.
"И госкомпании, и госструктуры привыкли использовать зарубежное ПО, и сломать эту тенденцию довольно сложно", — рассказывает директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух.
По его словам, сегодня компании должны отчитываться, используют ли они отечественный софт. "Уже ведется мониторинг, и в течение ближайших нескольких месяцев статистика в целом станет понятна", — заключил эксперт.
Нетуманные планы
Чтобы понять, насколько реализуемы планы федерального правительства, "ДП" опросил игроков и аналитиков рынка, а также членов Экспертного совета по отечественному ПО при Минкомсвязи.
Большинство из них считают, что теоретически перейти на российский софт в указанные сроки возможно, но для этого придется потратить значительные деньги на адаптацию отечественных программ к уже существующей инфраструктуре, чтобы они обеспечивали весь необходимый функционал.
В одной из крупных петербургских госкомпаний оценили первичную стоимость такого перехода в 200 млн рублей.
Президент НП "Руссофт"Валентин Макаров прогнозирует, что при таких больших объемах работ и коротких сроках на реализацию могут возникнуть риски, просчитать которые пока затруднительно: например, непредвиденные траты на ликвидацию сбоев в работе софта.
"Я бы пошел другим путем и провел аудит госкомпаний с точки зрения информационной безопасности и технологической независимости, — рассуждает эксперт. — Высокий процент отечественного ПО не гарантирует, что на предприятии будут защищены критически важные точки".
Эксперты также подчеркивают, что в целом по рынку темпы перехода на российское ПО невысоки.
"По большинству классов софта доля российского ПО минимальна, но есть исключения — например, антивирусы, системы электронного документооборота", — рассказывает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Ренат Лашин.
Положительную динамику перехода на отечественное ПО видят и в сфере оборудования для телекоммуникаций. "Лед тронулся, и сейчас наша задача — поддержать эту положительную тенденцию. Если сначала процесс шел с оглядкой на "российское качество", то за последние годы мы и наши коллеги–разработчики смогли в некоторой степени переломить существующие стереотипы", — рассказывают в научно–техническом центре "Протей".
Показательно, что в реестре отечественного ПО значительную долю занимают образовательные компьютерные программы для школ и университетов.
Генеральный директор ГК "Диполь" Виктор Поляк пояснил, что в сфере электронного образования включение в реестр не дает никаких конкурентных преимуществ.
"Нам попросту придется войти в этот реестр, поскольку большинство образовательных учреждений сегодня требуют сам факт нахождения в этом списке. Хотя сама процедура сложная, как и кем проводится экспертиза ПО — непонятно", — размышляет Виктор Поляк. Вместе с тем появление реестра отечественного ПО играет на руку небольшим компаниям, которые могут нарастить число заказов за счет государственного сектора.