Объявленные еще летом 2017 года преобразования буксуют — на этот раз под предлогом того, что в регионе в этом году пройдут выборы. Однако к урнам жители области аккуратно ходят раз в год, так что реформироваться, судя по всему, у чиновников в ближайшие десятилетия так и не выйдет.
Поспешать медленно
По задумке авторов, административная реформа должна была повысить эффективность работы правительства примерно на 10%, исходя из того, что сокращать должны были каждого десятого чиновника, и дать экономию бюджету около 1,5 млрд рублей. Изначально шла речь о сокращении 150 человек. Анонсы продолжались более полутора лет, но их было заметно больше, чем незначительных изменений в администрации.
По словам наших источников, все заместители председателя областного правительства должны были получить на руки для ознакомления проект его новой структуры еще 20 декабря 2018 года — чтобы за праздники осознать масштаб изменений. Однако проект так и не появился — ни 20 декабря, ни даже 20 января. Разговоры о реформе затихают с кулуарной формулировкой "выборы".
В качестве первичного инициатора эффективного администрирования называют зампреда по финансам Романа Маркова. Идея была связана с тем, чтобы улучшить показатели и коэффициенты области в Минфине. Однако с течением времени показатели улучшились (в частности, руками самого Маркова), и его интерес к реформированию поутих. Далее идею подхватил вице–губернатор по внутренней политике Сергей Перминов — в подконтрольных ему ведомствах также должны были произойти трансформации.
Нужно обратить внимание на то, что проект реформы был своего рода идеей фикс для Александра Дрозденко, который подошел к нему со всей ответственностью. В анализе кадров упор делался на эффективность и необходимое отсутствие дублирования функций. Согласно плану, должно было появиться порядка 10 ГКУ, которые могли бы эффективно реализовать перераспределенные полномочия. Изменения должны были затронуть и внутриполитический блок, и комитет госзаказа, и систему организации дорожного хозяйства, и госстройнадзор, и управление по транспорту. Согласно первоначальным планам, преобразования должны были завершиться к январю 2019 года — в качестве реперных точек начала реформы называли и июль 2018–го, и сентябрь 2018–го. Подчиненные воспринимали идею руководителя по–разному, но, разумеется, предпочитали возмущаться тихо.
Тем не менее, вице–губернатор Перминов уверен: реформе — быть.
"Если говорить о региональной части, то сейчас лично Александром Юрьевичем вносятся правки в итоговый документ административной реформы. После этого проект будет представлен на ознакомление членам правительства, и нам предстоит еще одна сессия обсуждения. Что касается муниципальной части, она так же будет реализована, более того, в нескольких муниципальных образованиях уже получено согласие на оптимизацию. Нам потребовалось некоторое время на то, чтобы получить предложения районов по муниципальной части, но теперь обратная связь у нас есть, и есть понимание, как и что делать. Конечно, все будет происходить по взаимному согласию. Так что не сомневайтесь, и муниципальная, и региональная часть реформы будут претворены в жизнь в обозримой перспективе", — говорит он.
А бывший губернатор и бывший начальник Александра Дрозденко Валерий Сердюков, управлявший регионом 13 лет, на вопрос об оценке планируемой реформы ответил следующим образом: "Мне сложно комментировать и оценивать административную реформу в Ленинградской области, так как я пока ее не вижу. Говорят о ней много, но очень обрывочно и фрагментарно. Я считаю, что у любой реформы должна быть стратегия, охватывающая систему управления регионом в комплексе: от старост до губернатора. И конечно, люди, население должны быть в курсе событий и должны понимать, что и зачем реформируется. Конкретно у меня такого понимания пока нет. Правда, это не значит, что его нет у руководства региона".
Не судом единым
На пресс–конференции по итогам года в начале декабря Дрозденко продолжал анонсировать реформу, заявив, что план нуждается лишь в небольшой доработке, после чего реформа будет претворена в жизнь, дав региону и оптимизацию, и эффективность, и экономию.
Однако с тех пор минуло уже полтора месяца, а в эфире по–прежнему тишина. Возможно, реформа состоится, но чуть позже — декабрь выдался для Дрозденко непростым: он чуть не получил согласованный митинг против себя в соседнем Санкт–Петербурге и проиграл суд против муниципальных депутатов в Тельмановском поселении, который сам же инициировал.
Ситуация в Тельмана лежит в абсолютно правовом поле, тем не менее со стороны выглядит трагикомично. По итогам проверки управления профилактики коррупционных правонарушений выявилось расхождение в сведениях о доходах и расходах трех местных представителей, и губернатор как высшее должностное лицо субъекта потребовал от совета депутатов досрочно прекратить полномочия главы и двух депутатов. Совет требование не поддержал, так что с формальной точки зрения оставалось только идти в суд. Судебное заседание по главе Тельмана Сакулину состоялось и закончилось неожиданно — суд иск Дрозденко отклонил. Администрация области будет пересуживать результаты в областном суде, сам местный глава смущен свалившейся на него славой, но по совокупности событий декабря вряд ли это прибавило оптимизма руководителю региона.
С другой стороны, Ленобласть стабильно удерживает неплохие места во всех возможных рейтингах и демонстрирует вполне приличные в нынешних реалиях экономические показатели. А осенью 2019 года в регионе будут массово выбирать муниципальных депутатов. И несмотря на стабильную электоральную ситуацию последних лет, выборы могут осложниться и внутренними противоречиями в районах, и главными выборами в сезоне — губернатора Петербурга.
Кроме того, в конце концов либо Дрозденко перед губернаторскими выборами все–таки уйдет на давно планируемое и ожидаемое повышение и реформировать структуру будет задачей преемника, либо он отложит задачу на следующий срок.