Высокий уровень конкуренции среди спортивных клубов Петербурга вынуждает крупные сети выходить в регионы, где этот вид услуг представлен пока недостаточно широко.
Петербургская сеть Fitness Family приступила к развитию сети фитнес–клубов в регионах в декабре 2018 года. Первый объект компания открыла в Перми. В конце марта сеть планирует запустить клуб в Екатеринбурге, рассказал Денис Горнев, директор по развитию сети фитнес–клубов Fitness Family.
"Конкуренция в регионах ниже, чем в Петербурге. Кроме того, региональные игроки слабо прорабатывают дополнительные услуги, у большинства из них поверхностные концепции. По нашим оценкам, многие региональные рынки фитнес–услуг отстают от Петербурга лет на пять. При этом емкость регионального рынка на данном этапе большая", — отмечает Денис Горнев.
По словам эксперта, многие крупные игроки активно интересуются развитием в других городах. "Например, региональную экспансию проводит Fitness Нouse. На данном этапе сеть Алексея Фурсова, наверно, самая целеустремленная. Если она будет и дальше так же двигаться, то ее ждет успех", — добавил Денис Горнев.
Fitness House первой вышла за пределы Петербурга, в 2017 году открыв новые подразделения в Нижнем Новгороде, Казани и Тольятти. По данным Colliers International на 2018 год, сеть насчитывала более 50 клубов, за последние 7 лет она выросла вдвое — с 24 комплексов в 2011 году до 51 в 2018–м. Сейчас за пределами Петербурга работает 10 клубов сети, они расположены в Нижнем Новгороде, Казани, Тольятти, Самаре, Ульяновске, Архангельске, Ижевске, Ярославле. Еще шесть объектов сеть намерена открыть в 2019 году, новые точки появятся в Ярославле, Самаре, Архангельске и Ижевске. Петербургская фитнес–сеть S&I fitness в ближайшее время откроет два клуба — в Самаре и Ставрополе. Всего в планах компании открыть до конца 2019 года не менее 15 клубов.
Всем места не хватит
"Рынок Петербурга действительно очень плотный. Уровень проникновения, а также процент людей, занимающихся фитнесом, здесь практически такой же, как в Москве, — около 9–10%. Соответственно, то, что петербургские сети стремятся расширить свои границы, — это правильная стратегия. Однако у этой медали есть и другая сторона", — говорит президент Ассоциации операторов фитнес–индустрии, руководитель сети World Gym в России Ольга Киселева. По ее словам, специфика петербургского рынка фитнес–услуг сложилась в рамках ценового демпинга.
"Это сильно пугает региональные сети. Петербургские клубы навязывают свою модель, в рамках которой они работают у себя, ее суть — низкие цены и частое использование больших скидок", — сказала Ольга Киселева. Таким образом, приход новых операторов в регион может серьезно изменить баланс сил на местных рынках.
Региональные риски
Кроме того, по мнению Ольги Киселевой, далеко не все регионы готовы к приходу новых операторов. "Есть субъекты с плотной конкурентной средой, там придется побороться за место на рынке", — отмечает эксперт.
Другая проблема — выбор верной модели управления региональными подразделениями. Гендиректор петербургской сети S&I fitness Дмитрий Сподин считает, что в регионах необходимо либо развивать партнерскую сеть, либо работать по франшизе.
"Управляющую группу держать на расстоянии трудно и не эффективно, — отмечает он. — Например, у нас есть партнер, который курирует клубы на Дальнем Востоке. Эффективность его объектов высока, потому что он, как говорится, отвечает за свою работу рублем".
По словам Дмитрия Сподина, раньше высокие расходы на управление отдаленными клубами компенсировались высокой маржинальностью. "Сейчас, когда мы начали приближаться по качеству к европейским стандартам, эффективность управления необходимо выстраивать по–другому", — считает гендиректор сети.
Два пути
Участники рынка единодушны во мнении, что рынок фитнес–услуг Петербурга перенасыщен. Эксперты говорят, что в данной ситуации есть лишь два пути развития: открытие нишевых студий или клубов у дома. "Мы не можем уйти от Европы, Петербург все же европейский город. В Европе есть тенденция на разделение по нишевым форматам — например, сайкл–студии, силовая студия и пр. Петербург определенно будет идти в этом направлении", — считает Дмитрий Сподин. По его словам, в этом году S&I fitness планирует открыть два нишевых клуба в Петербурге.
По данным ГК "ФИНАМ", на сегодняшний день в Северной столице насчитывается более 450 фитнес–клубов и спортивно–оздоровительных комплексов, из которых более трети имеют бассейны. К основным игрокам этого рынка можно отнести такие сети, как Fitness Нouse, Sport Life, Alex Fitness, Sculptors Group, World Class, Extra Sport, Fitness Family и др.
На начало 2019 года фитнес–клубы представлены в 60% торговых центрах города. Средняя площадь клуба с бассейном составляет 3,4 тыс. м2, без бассейна — 1,6 тыс. м2.
Топ–10 популярных видов спорта в России,
Процент от тех, кто занимается спортом 1–3 раза в месяц и чаще
1. Бег, спортивная ходьба, легкая атлетика — 38
2. Фитнес (комплексные занятия физкультурой) — 22
3. Плавание — 18
4. Силовые тренировки, тяжелая атлетика — 17
5. Лечебная физкультура (ЛФК) — 14
6. Футбол — 11
7. Волейбол — 7
8. Велосипед — 5
9. Баскетбол — 4
10. Теннис — 4
Источник: Опрос ВЦИОМ
“
С учетом все большего распространения идей здорового образа жизни популярность фитнес–центров будет только расти. В крупных городах конкуренция достаточно высока, что вынуждает сети вести экспансию в регионы, где этот вид услуг представлен пока недостаточно широко. При этом условия, на которых можно открыть подобный бизнес, весьма благоприятны. Инвестиции в открытие одной точки площадью не менее 1 тыс. м2 составляют от 20 млн до 100 млн рублей, и лишь клубы, ориентированные на достаточно обеспеченных посетителей и отличающиеся улучшенным сервисом, могут характеризоваться затратами примерно в 2–3 раза выше.
Алексей Коренев
аналитик ГК «ФИНАМ»
“
Развитие бизнеса в регионах — логичный и оправданный тренд для крупных сетевых клубов с именем. При этом стоит понимать, что в небольших городах огромную роль играет сарафанное радио, репутация заведения, переданная из уст в уста, поэтому важен действительно каждый клиент. Это требует от владельцев особого отношения к делу и больших моральных вложений, зато позволяет внушительно экономить на рекламе и продвижении.
Развитие бизнеса в регионах дает хорошую отдачу в перспективе, но стоит понимать, что из–за невысокой покупательной способности бизнес будет окупаться дольше, чем в Петербурге или Москве, так как стоимость услуг также придется снизить.
Елена Коростылева
соучредитель сети «Тонус–клуб»