06:2823 января 201906:28
4979просмотров
06:2823 января 2019
Смольный расторгает все контракты с "Метростроем". У города могут быть две цели: получить контроль над компанией или обанкротить ее.
"ДП" уже описывал долгую историю борьбы городских властей за контроль над ОАО "Метрострой" (сейчас они владеют только 46%, а блокирующий пакет в 38% у гендиректора Николая Александрова и его отца), начавшуюся еще в 2009 году. Как минимум трижды Смольный безуспешно пытался провести допэмиссию акций и выкупить их. В ноябре он предпринял очередную попытку, но совет директоров компании снова ее отклонил. В ответ тогдашний вице–губернатор Игорь Албин стал грозить проверками и расторжением контрактов. Одновременно Смольный требовал от "Метростроя" возврата почти 3 млрд неотработанных, по мнению чиновников, авансов на стадион. А рабочие митинговали перед его офисом из–за невыплаченной зарплаты. Давление на монополиста шло со всех сторон. "Эксперты ждут, что семье Александровых сделают предложение, от которого будет непросто отказаться", — писал 12 ноября "ДП". И вот, видимо, дождались.
КРТИ не ждет
В понедельник КРТИ заявил, что расторгает все контракты с "Метростроем" из–за срыва сроков и невыплаты зарплат. Работал он якобы так плохо, что на одном участке "акт ввода был получен только благодаря личному вмешательству руководства города", неожиданно откровенно говорится в пресс–релизе комитета. Новые конкурсы КРТИ планирует объявить на следующей неделе. В "Метрострое" заявили, что заказчик сам затягивал сроки сдачи, его решения "продиктованы некомпетентностью", и пообещали судиться.
Лишившись контрактов на метро, "Метрострой" может попытаться выжить за счет других. Он работал на строительстве Мариинского театра, ЛАЭС–2, завода "Северная верфь", стадиона. Но вряд ли такие заказы смогут обеспечить компанию. Менять всю систему строительства метро и приводить на рынок новых игроков, тем более в предвыборный год, — решение более чем смелое. Возможно, эти заявления КРТИ имеют характер последнего китайского предупреждения в адрес семьи Александровых. Но, если город намерен довести дело до конца, это ставит следующие вопросы: что будет с "Метростроем" и кто будет вместо него.
Много вопросов
Смольный давно пытается привлечь к конкурсам на строительство метро сторонние компании. Один объект — электродепо "Южное" — даже выиграл в свое время "Трансстрой", но разрушить монополию "Метростроя" так и не смог. Теперь на рынок могут прийти крупные федеральные игроки. По логике, они, не имея в Петербурге базы, должны взять "Метрострой" на субподряд.
Но вопрос в том, что будет представлять собой "Метрострой". Разорвав с ним контракты, город должен давить дальше и добиваться банкротства. Тогда его осколки могут либо разойтись по рукам строительных компаний, либо быть целиком выкуплены каким–то крупным игроком, который (гипотетически) хочет зайти в Петербург и ради которого власти могли провернуть всю эту комбинацию.
Однако очевидно, что раздробление "Метростроя" серьезно затормозит строительство метро. А передача его в одни руки и замена Александровых на какого–нибудь федерального олигарха ничего не поменяет. Есть еще один вариант — в процессе банкротства Смольный попытается забрать все активы компании себе. Так, в КРТИ говорят о намерении сохранить "профессиональные рабочие и инженерные кадры метростроителей". Проблема в том, что такое банкротство — процедура долгая. А кто будет в это время строить метро?
Как в Москве
Возможно, городские власти захотят реализовать в Петербурге московский сценарий.
Там госзаказ по 44–ФЗ на проектирование и строительство метро на сумму 1,5 трлн рублей выиграло принадлежащее городу АО "Мосинжпроект", которое уже само распределяет заказы между субподрядчиками.
В результате на рынке работают разные компании, в том числе с иностранным участием.
Эту практику считает правильной гендиректор ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"Владимир Маслак. "Надо дать право заказчику выбирать квалифицированные кадры — проектировщиков, строителей и поставщиков материалов", — заявил он "ДП".
"Круг организаций, способных выполнить сооружение сложных подземных объектов на высоком уровне, достаточно ограничен. Возможность заменить "Метрострой" может быть выявлена только при проведении конкурсов", — считает председатель правления Тоннельной ассоциации России Константин Матвеев.