Российский фондовый рынок привлекательнее мировых аналогов, он может в 2019 году порадовать инвесторов и дивидендами, и ростом акций. Но в случае глобального кризиса не убережет от крупных потерь.
Акции российских компаний уже много лет являются едва ли не самыми недооцененными в мире по ключевым параметрам. Даже если оставить в стороне мысль, что эта недооцененность сократится в 2019–м, все равно держать часть сбережений в российских акциях имеет смысл. Хотя бы для того, чтобы получать дивиденды. Как минимум два десятка российских компаний, по прогнозам аналитиков из УК «Доходъ», обеспечат своим владельцам двузначную, то есть больше 10%, дивидендную доходность в 2019 году (см. «ДП» №199/2018). Эти подсчеты делались по котировкам акций на 10 декабря и ожидаемым дивидендам в ближайшие 12 месяцев.
Средняя дивидендная доходность российских «голубых фишек», то есть акций, входящих в расчет индекса Мосбиржи, по данным УК «Арсагера», составляла на 30 ноября 2018 года 6,85%. Этот показатель один из самых высоких в мире. А в конце декабря индекс Мосбиржи снижался на 4% по сравнению с этой датой, так что средняя дивидендная доходность самых ликвидных акций стала выше.
По сравнению со ставками по рублевым депозитам дивидендная доходность «голубых фишек» не впечатляет, но у акций есть замечательная способность расти в цене в долгосрочной перспективе. Причем вместе с ценой обычно растут и дивиденды. Кроме того, не стоит забывать о налоговых льготах: если вкладывать в акции через индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), то можно получить от государства возврат НДФЛ на вложенную сумму до 400 тыс. рублей в год. То есть в дополнение к дивидендам можно класть в карман до 52 тыс. рублей ежегодно.
Конечно, котировки российских акций, как и всех прочих, подвержены снижению, но в силу недооцененности по коэффициенту Р/Е вероятность их роста в долгосрочной перспективе существенно выше, чем у акций на других рынках. Коэффициент Р/Е характеризует количество лет, за которые прибыль компании (Е) «окупит» цену акции (P). Чем ниже значение Р/Е, тем быстрее это происходит. По информации УК «Арсагера», на конец 2018 года P/E фондовых рынков развивающихся стран находится на уровне 13,8, стран с развитой экономикой — на уровне 19,4, при этом P/E индекса S&P500 составляет 22,3. У акций из списка для расчета индекса Мосбиржи в конце ноября P/E был 6,31.
«Устойчивость российского рынка обусловлена, во–первых, его и так уже высокой дивидендной доходностью, а во–вторых, ослаблением рубля, который, с одной стороны, частично компенсировал снижение, а с другой стороны, выступает фактором поддержки для львиной доли российских компаний, ориентированных на экспорт и занимающих превалирующую долю в индексе. Все прогнозы аналитиков, даже самые негативные, по-прежнему предусматривают рост на 10–15% от уровня начала декабря», — отмечает портфельный управляющий УК «Райффайзен Капитал» Михаил Кузин.
Кризис на пороге
Предчувствие кризиса, который может обрушить котировки акций, обосновано не только теорией 10–летних циклов, согласно которой замедление мировой экономики происходит примерно раз в десятилетие, а с момента последнего глобального кризиса 2007–2008 годов прошло уже больше 10 лет. Есть еще цикл повышения базовой ставки ФРС, который Федрезерв пока не собирается прекращать в 2019 году. Есть также сокращение балансов центробанков в США (уже действующее) и в Европе (планируемое). Есть, наконец, торговая война между США и КНР, грозящая замедлить рост мировой экономики. Совокупность этих факторов заставляет биржевых игроков нервничать. Неспроста накануне католического Рождества, 24 декабря 2018 года, американские индексы показали самое мощное снижение для этого дня за всю свою историю. В этот день падение индексов S&P 500 и Dow Jones приближалось к 3%, хотя раньше перед Рождеством S&P 500 не падал больше чем на 1%.
Те же причины — сокращение ликвидности и ожидаемое замедление экономики вкупе с угрозой перепроизводства — вызвали и обвал на рынке нефти. Цена фьючерсов на черное золото утром 26 декабря приближалась к $50 за баррель, то есть была на 40% ниже, чем в начале октября. Правда, закончился этот день бурным ростом цены нефти. Котировки отскочили от дна более чем на 10%.
Поддержать цены на нефть вроде бы должно соглашение об ограничении добычи ОПЕК+, вступившее в силу в январе. Но первые данные о фактическом сокращении поступят только в феврале. Тогда, видимо, и следует ждать устойчивого подъема на рынке нефти. Если только к тому моменту страхи по поводу мировой рецессии не выйдут на первый план. По словам ведущего аналитика ИК «Открытие брокер» Андрея Кочеткова, декабрьское решение ФРС поднять базовую ставку существенно повысило ожидания глобальной рецессии, что негативно сказывается на финансовых рынках.
Инвестиции по сценариям
Позитивный для акций сценарий предполагает, что в 2019 году Федрезерв, напуганный падением рынков, смягчит свою монетарную политику. Кроме того, прекратится торговая война между США и КНР.
Для тех, кто в этот сценарий не верит, альтернативой акциям могут послужить краткосрочные облигации и вклады. Краткосрочные — потому что максимальная инфляция в России, согласно ожиданиям ЦБ, будет наблюдаться в первом полугодии. В этот период потребительские цены могут показать рост до 6% в годовом исчислении. Соответственно, и ключевая ставка, скорее всего, достигнет максимума в первой половине года. Вслед за ней подтянутся наверх ставки по вкладам и доходности рублевых облигаций. Наступит подходящий момент для перехода в более долгосрочные долговые инструменты или в подешевевшие в результате кризиса акции.
Валютные вклады и облигации могут сослужить хорошую службу в случае разрастания кризиса — тогда следует ожидать ослабления рубля. Но если кризиса не случится, то рубль может даже укрепиться. Тогда валютные инструменты принесут в пересчете на рубли убыток или совсем маленькую прибыль.
«Судя по завершению 2018 года, следующий год будет непростым для всех классов активов, — рассуждает аналитик General Invest Татьяна Симонова. — Появление признаков замедления американской и мировой экономики, угроза торговых войн, многочисленные геополитические конфликты — в этих условиях полагаем, что лучше других классов активов будут выглядеть облигации с инвестиционным рейтингом. Кроме того, мы довольно позитивно смотрим на облигации развивающихся рынков. Во–первых, потому что рост ставок в большей степени уже заложен в цены соответствующих бумаг, а во–вторых, локальные проблемы стран, которые мы наблюдали в течение 2018 года (в Турции, Аргентине), постепенно решаются и на текущий момент уже не представляют таких серьезных рисков, как раньше».