Социологи фиксируют занятную тенденцию: аудитория первой тройки телеканалов за последние полгода выросла, но доверие к их новостям падает. Таковы итоги опроса фонда "Общественное мнение" (ФОМ).
Падение интереса к телевидению — тренд известный. Если верить многолетней серии опросов ФОМ, динамика такова: в 2010 году узнавали новости из телевизора 87% опрошенных, в начале 2019–го — уже 71%. При этом аудитория информвыпусков "большой тройки" ТВ менялась так: Первый канал, 2015 год — 68%, 2019–й — 56%, "Россия 1" — 58% и 50%, НТВ — 33% и 30%. Но социологи просят обратить внимание: всего полгода назад у всех каналов показатели были меньшими. А именно 51%, 46% и 25% соответственно.
Нельзя не заметить, что аудиторию теряют все классические медиа. В том же 2010–м получали информацию из печатной прессы 21% граждан, по радио — 19%. Сегодня российский показатель что газет, что радиостанций упал до 12%.
Интересно, что самым урожайным на аудиторию для канонических СМИ оказались 2011 и 2012 годы. Именно тогда и у ТВ, и у бумажной прессы, и у радио были самые высокие за последние 11 лет цифры: 92%, 27–29% и 21% соответственно. Напомним, что в 2012 году в России состоялись президентские выборы, в результате которых Владимир Путин сменил на посту главы государства Дмитрия Медведева.
Теперь об альтернативных источниках информации. Самую высокую результативность предсказуемо демонстрируют интернет–сайты: в 2010 году они являлись источниками информации для 13% россиян, в начале 2019–го — для 44%. Блоги и соцсети выросли с 4 до 19%. Есть и такой способ получения новостей, как разговоры с родней и друзьями: аудитория сарафанного радио снизилась не так радикально, с 22 до 17%.
Важнее показатель доверия источникам информации. Телевидение: 2015 год — 63%, 2019 год — 36% (доверие конкретно к новостям падает так же активно). Печатная пресса — 9% против 8%, радио — 8% против 7%, интернет–источники — 15% и 20%, соцсети — 4% и 11%, сарафанное радио — стабильные 7%.