В Петербурге обсуждают идею полного запрета строительства жилья вокруг кладбищ.
Петербургские градозащитники предлагают установить жесткую 500–метровую охранную зону вокруг кладбищ, в границах которой нельзя было бы строить жилые дома. "ДП" разбирался, нужно ли такое требование и влияет ли наличие вида на кресты и обелиски на продажи квартир.
Инициатором ужесточения охранной зоны выступила единственная в России градозащитная организация, специализирующаяся на вопросах изучения и сохранения кладбищ и мест захоронений, — Санкт–Петербургский Митрофаниевский союз. Появилась она в 2010 году, после того как власти собрались отдать под застройку территорию бывшего Митрофаньевского кладбища (отсюда и название).
В законодательстве сейчас и так прописана 500–метровая санитарно–защитная зона вокруг кладбищ. Но, как поделился своими наблюдениями с "ДП" секретарь Митрофаниевского союза Николай Лаврентьев, Роспотребнадзор при помощи проведения дополнительных исследований вправе легально урезать этот пояс, и в итоге дома на законных основаниях могут строиться в непосредственной близости от границы кладбища. Некоторые общественники уверены, что такую возможность нужно полностью исключить.
Город на костях
Сегодня в Петербурге в полукилометровой зоне вокруг кладбищ находится 20 строящихся или недавно сданных жилых комплексов. Некоторые дома возводятся почти вплотную к оградкам. На границе с Еврейским кладбищем на пр. Александровской Фермы группа RBI строит ЖК Green City. Сразу два крупных комплекса возводят на границе с Богословским — Cinema от ЛСР и "Полюстрово Парк" от Setl City. Последняя компания недавно приступила и к реализации проекта "ArtLine в Приморском" около Серафимовского кладбища. Еще один проект — "Ручьи" от ЛСР — разместится рядом не только с кладбищем, но и с крематорием.
"Если говорить о санитарно–защитных зонах, то кладбища — это, в общем–то, источник повышенной опасности. И причина не только в том, что на них могут быть похоронены больные люди. В земле происходят процессы, результаты которых могут выходить на поверхность. Речь идет об испарениях, газах, жидкостных выделениях: осадки попадают в почву, аккумулируются в пустотах гробов с разложившимися телами, а затем могут попадать в сточные канавы вокруг кладбищ, то есть фактически к жилым домам", — объяснил причины инициативы Николай Лаврентьев.
Но прежде всего, по мнению Лаврентьева, полукилометровая зона нужна исходя из эстетической точки зрения. Он полагает, что смотреть в окно на кресты с памятниками большинству людей "наверное, неприятно". А то, что любые квартиры сейчас раскупаются, наш собеседник объяснил тем, что "много людей приезжают из провинции, и им все равно, где жить".
Девелоперы не согласны с общественниками по всем статьям. По словам директора по маркетингу и продажам "Лидер Групп" (строит ЖК "Богатырь" недалеко от Серафимовского кладбища) Виталия Виноградова, в бытовом, санитарном и техническом плане проживание в таких домах абсолютно безопасно. Более того, наличие рядом тихой зеленой зоны, которая надежно охраняется от различных маргиналов и в ближайшем будущем не будет застроена, многими покупателями расценивается как плюс. Пятисотметровое кольцо "без застройки", по существу вопроса, мало что меняет, считает Виноградов.
"Начать надо не с нас, а с Москвы! Красная площадь, захоронения — и ничего страшного. Бояться нужно живых, а не мертвых. В том, что жилые дома близко к кладбищу, ничего ужасного нет. Об этом говорит весь мировой опыт. К тому же, как шутят обыватели, соседи спокойные. Поэтому считаю эту инициативу абсолютно надуманной людьми с неспокойной психикой. Наоборот, наличие рядом кладбища заставляет задуматься о скоротечности бытия и своем месте в жизни", — в частной беседе с "ДП" отметил представитель ООО "СК "Дальпитерстрой" (строит жилые дома недалеко от Шушарского кладбища) Александр Романов.
На цену не влияет
Опрошенные нами девелоперы говорят, что соседство с кладбищами или совсем никак, или почти никак не влияет на цены и объем продаж. Руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева заверяет, что эти показатели зависят от характеристик самого объекта, репутации застройщика, локации в целом. "Если кладбище признано мемориальным, то с градостроительной точки зрения проблемы никакой нет, поскольку риск расширения границ кладбища отсутствует. С точки зрения продаж совсем исключать влияние близости кладбища, конечно, нельзя. Однако на процессе реализации квартир в трех наших жилых комплексах такая близость не сказалась: продажи шли хорошо, поскольку все три объекта находятся в привлекательной для клиентов городской локации", — прокомментировала директор по инвестициям АО "ЮИТ Санкт–Петербург" Анна Смольная.
Страшнее, чем жителям домов с видом на могилы, приходится самим застройщикам. Как рассказал Виталий Виноградов, освоение территории, прилегающей к кладбищу, создает дополнительные риски. В советский период часть исторических захоронений в черте города была ликвидирована вообще без какой–либо документальной фиксации, другая часть — изменила границы. Таким образом, начиная строительные работы рядом с кладбищем, девелопер рискует наткнуться на какой–нибудь древний слой захоронений, что сделает дальнейшую реализацию проекта невозможной в принципе.
"Мне, конечно, кажется, что мертвых надо оставить в покое и не навязываться к ним в соседи. Я бы лично воздержался покупать квартиру в доме, который стоит на месте бывшего или рядом с действующим кладбищем. В Петербурге есть модели обоих путей. Но все–таки главное — не покушаться на уничтожение кладбищ, а все остальное — уже дело вкуса", — как–то поделился с одним из авторов статьи ныне покойный историк, составитель справочника "Исторические кладбища Петербурга" Юрий Пирютко.
“
Все люди разные. Из своего жизненного опыта мы знаем, что есть те, кого соседство с кладбищем попугивает и напрягает, а есть те, кто, напротив, считает, что их посещение приносит какое–то особое чувство покоя, даже видят в этом нечто позитивное. Это вопрос эстетики. Кто не приемлет такого, тот не купит квартиру в доме у кладбища, а кому это нравится или не имеет значения — купит. Немаловажную роль в отношении к такому соседству играет и то, какое кладбище человек увидит у себя за окном: благородное, с пышной зеленью деревьев или с перекошенными памятниками и канавами с глинистой водой.
Лев Щеглов
доктор медицинских наук, профессор