Петербургские туроператоры и гиды–переводчики пожаловались бизнес–омбудсмену при президенте РФ Борису Титову на китайскую туристическую мафию, которая превратила город в гигантский Чайна–таун. Гиды уверены: в Петербурге работают десятки закрытых китайских ресторанов, сувенирных лавок и прочего. Омбудсмен обещал доложить о ситуации президенту.
Представители туристического рынка Петербурга обеспокоены, что сфера въездного туризма переходит под контроль китайских компаний — субъектов теневого предпринимательства. Это означает, что турпоток из Поднебесной продолжает расти, но дохода городу не приносит.
Туроператоры и экскурсоводы попросили Бориса Титова помочь продвинуть законопроект об обязательной аттестации гидов. Они уверены, что это защитит интересы российских гидов от незаконной конкуренции со стороны китайских коллег, которые обслуживают практически все туристические группы из КНР силами своей диаспоры по серым схемам. Как ранее писал "ДП", турпоток китайских туристов абсолютно убыточен для легального бизнеса.
Сам закон тормозится Ростуризмом уже 3 года, между тем туроператоры сетуют, что и "кораблики на Неве уже китайские". По данным городской Ассоциации гидов–переводчиков, сейчас в Петербурге уже десятки закрытых для петербуржцев китайских ресторанов и сувенирных лавок — и их число продолжает расти. Между делом граждане КНР также осваивают рынок пассажирских перевозок, открывают отели и хостелы, ориентированные исключительно на своих соотечественников.
Борис Титов обещал включить эту информацию в доклад президенту Путину в апреле. "У нас в стране все идет очень тяжело, — заключил он. — Такая вот черная дыра на российско–китайской границе". Впрочем, пока он разбирается в ситуации.
Сейчас в Петербурге работает более 80 ресторанов с китайской кухней и десятки тех, которые обслуживают группы китайских туристов, например сети заведений "Танчао", "Шанхай" и "Топер". Некоторые из них ориентированы исключительно на гостей из Поднебесной, то есть некитайцев в заведениях не обслуживают.
"Изначально на территории города работали китайские рестораны как для любых посетителей, так и для китайцев. Сейчас же формируются заведения закрытого типа, ориентированные исключительно на китайскую диаспору, — рассказывает Виктория Баграчева, руководитель РОО "Санкт–Петербургская ассоциация гидов–переводчиков китайского языка". — Туда китайских поваров и весь обслуживающий персонал привозят вахтовым методом. Зимой туристов обычно мало, но близится китайский Новый год (он как раз сегодня, 5 февраля), и конкретно в эти дни туристов на улицах города становится больше".
Общепит для избранных
Как утверждают туроператоры, часть китайских точек общепита работает нелегально, часть — с минусовой прибылью, но именно в этих ресторанах и идет полуподпольный бизнес. Часто, оплачивая обед, можно просто перевести деньги на карту управляющего в Китае. В среднем в таких заведениях восемь блюд могут стоить 200–250 рублей. Например, в ресторане "Танчао" (ООО "Аврора") на Измайловском пр. около входа висит табличка на китайском языке, где указано минимальное количество обслуживаемых туристов — 350 человек в день. Именно из этого заведения корреспондента "ДП" резко попросили удалиться, поскольку оно обслуживает только китайские туристические группы. По данным СПАРК, учредителем бизнеса является Ху Лицян, который совместно с бизнес–партнером Юй Хэяном в 2014 году открыл ресторан Meat Line в ТРК "Лиговъ". Сам Юй Хэян с 2017 года активно включился и в другие бизнесы, связанные с обслуживанием туристов: торговлю сувенирами и транспорт. Он числится совладельцем ООО "Спбтрансбас" и экс–соучредителем ООО "Янтарный музей".
В ресторане "Топер" на ул. Декабристов корреспонденту также не удалось забронировать столик. "Сегодня не получится, мы обслуживаем китайцев. Будет много людей. Позвоните завтра, мы пока не знаем, сколько будет туристов", — ответил персонал. В "Цзюцзялэ" на ул. Типанова забронировать столик удалось.
"Последний тренд, который мы отметили: сначала китайские рестораторы открывают магазин, затем турфирму, затем покупают автобусы, то есть собирают все элементы туристической цепочки и уходят от налогообложения. Сейчас некоторые рестораторы хотят заниматься еще и сельским хозяйством", — говорит Виктория Баграчева.
Проверять бесполезно
На запрос "ДП" о возможных нарушениях в этих заведениях в Роспотребнадзоре и Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Петербургу не ответили.
"Пытаться воздействовать на такие нелегальные или полулегальные точки с помощью их закрытия — не тот путь, по которому стоит идти, — считает Константин Яхонтов, гендиректор компании Luna Travel. — Существует опасность, что китайская сторона воспримет это на свой счет". По его словам, расчеты происходят внутри Китая и фактически нет возможности проконтролировать, что там происходит. "Невозможно традиционными формами надзора и контроля отслеживать их деятельность. Работают рестораны и магазины, обслуживающие только китайские группы, благодаря нелегальным гидам. Инструмент, который изменит ситуацию, — обязательный паспорт россиянина для гида, а также аккредитация", — говорит эксперт.
Гиды без защиты
Российских туроператоров привлекает Китай: там проживает уже 200 млн обеспеченных людей, которые могут себе позволить активно ездить по миру.
Россия, несмотря на то что рекомендована для посещения правительством КНР, по популярности у китайцев находится примерно на 12–м месте, сюда приезжает более 1 млн туристов в год. Для сравнения: во Францию — 50 млн, а в США — 26 млн.
По словам Александра Мусихина, директора филиала ООО "Туроператор Интурист" в Петербурге, поток китайцев в город стабильно растет в течение 5 лет, и 2018–й не стал исключением. "У нас наблюдается увеличение притока туристов из Китая, по прошлому году на 20%. С другой стороны, в сегменте туристов, предпочитающих экономвариант отдыха, приток снизился. Мы допускаем, что часть потока уходит в так называемый теневой бизнес, который представляет собой параллельную нашему рынку структуру. За счет того, что у несертифицированных гидов возможен наличный расчет, они могут позволить себе сделать цены ниже, чем наши туроператоры, тем самым перетянув одеяло на себя", — говорит он.
Российские туроператоры настаивают, что китайский въездной туризм существует 15 лет, но проблемы стали усугубляться последние 2–3 года. Китайцы приезжают сюда, покупают вид на жительство по цене, сопоставимой с ценой патента на работу, и начинают возить группы. Сами нанимают автобус и рассказывают, к примеру, что Екатерина Вторая вместе со Сталиным основала Петербург.
Тем временем рынок экскурсий защищен во многих странах: в Италии гид из Венеции, например, не сможет проводить экскурсии во Флоренции, не говоря уже об иностранцах. В Таиланде плохо говорящие по–русски гиды проводят экскурсии для российских групп, иностранцам запрещено. При этом в самом Китае российские гиды работать не могут. Сейчас в Петербурге работает примерно 360 легальных гидов, владеющих китайским языком.
По данным Росстата, за 9 месяцев 2018 года зафиксировано более 1,4 млн прибытий из Китая с разными целями — это на 13,6% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В среднем турпоток из КНР ежегодно растет на 15–20%.Безвизовый поток составляет более 80% от общего количества прибытий, зафиксированных погранслужбой ФСБ.
Особая позиция
Еще в 2010 году для контроля за страхованием въезжающих иностранцев была создана специальная информационная система (СИС). По словам Юрия Цуркана, председателя совета Ассоциации содействия русско–китайскому туризму, ПО принадлежит гонконгской организации Team Profit Consultants Limited, через нее оформляются все документы для китайских туристов на право въезда в Россию, и она же является посредником между российскими страховщиками и китайской страховой компанией China Life. Учредителем ее дочернего предприятия — ООО "СПБ "Тим Профит" по СПАРК значится Татьяна Введенская — супруга экс–помощника главы Ростуризма Ивана Введенского. "В результате все туристы из Китая обязаны страховаться в China Life, а посредник Team Profit Consultants Limited — бенефициар каждого приехавшего китайца. То есть частная организация генерирует основание для въезда в страну", — возмущается Юрий Цуркан.
По подсчетам Ассоциации, средняя стоимость страхования составляет $1 на человека на один день. Китайские туристы приезжают в среднем на 5–6 дней. Соответственно, доход от страхования китайских туристов за 9 месяцев 2018 года составил как минимум $8,4 млн. В прошлом году ассоциация отправила открытое письмо главе Ростуризма Олегу Сафонову, попросив разобраться с навязыванием местным туроператорам этой системы, но ответа не получила.
Бизнесмен из Китая, представитель китайской диаспоры, заявил в частной беседе "ДП", что принимающая сторона вынуждена пользоваться полуподпольными услугами своих земляков, так как расценки на пребывание туристов и питание в Петербурге сильно завышены: "В цивилизованной Европе огромная волна китайских туристов приносит легальный доход, так как власти идут навстречу бизнесу.
В России легче заплатить местным проверяющим, чтобы они закрывали глаза на серые схемы размещения отелей и кафе, нежели оплатить все налоги, сборы и справки. Я знаю, о чем говорю, потому что у меня есть несколько легальных, сертифицированных ресторанов, но там не могут обедать группы моих соотечественников, которые едут в Россию за "бюджетнодоступным" туризмом, да и петербуржцам это дороговато". Он также упомянул, что многие китайские рестораны работают только на организованные группы потому, что у китайских туристов своя специфика. Они могут бродить с термосами, заливать кипятком свою лапшу, громко разговаривать и пр.
“
Сейчас в Петербурге самая большая проблема — это нападения на китайских туристов. Туристические компании прямо предупреждают, что самые опасные места для китайцев — это Эрмитаж, Дворцовая пл. и прочие туристические достопримечательности. Там целенаправленно идет охота за багажом китайских туристов, воруют телефоны. Поэтому они предпочитают своих гидов и свои заведения общепита. Вторая проблема для китайцев — очень высокие цены! В прошлом году мы с партнерами открыли в Москве точку 600 м2. Ресторан отлично развивается. В Петербурге все тоже хорошо работает, но открывать вторую точку мы пока не планируем.
Хэ Цзяньюн
совладелец ресторана «Сычуань» на ул. Нахимова
“
Будем готовить экспертное заключение вместе с аппаратом Бориса Титова, сейчас создаем рабочую группу по изучению всех вопросов. Думаю, что проблема несколько преувеличена. Сейчас СМИ пишут о том, что внутренний туризм в Петербурге вырос с 3 млн до 11 млн. Полагаю, он увеличился реально на 20–30%. Если бы удвоилось население города, мы бы этого не смогли не заметить. По проблеме нелегальных китайских заведений беседовал с Роспотребнадзором, полицией. Они рассказывали, что приходили по адресам и там закрыто. И что? Ничего. Повода брать эти заведения штурмом нет.
Александр Абросимов
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге
В контексте
В XXI веке туризм стал одним из ключевых драйверов мировой экономики. Путешественников носят на руках в любой стране и стараются сделать все, чтобы они возвращались. Но у этой медали есть и обратная сторона.
В развитых экономиках у домохозяйств есть практически все: квартира и автомобиль, часы и пылесос, и уж тем более все в порядке с питанием. Не хватает только впечатлений.
Туризм стал ответом на скуку обеспеченных людей, и сейчас его доля в мировом ВВП уже составляет 10,5%. Пройдет еще 10 лет, и доля будет уже 11,7% ($12,5 трлн, согласно прогнозам). Да, туризм оживляет территории и дает серьезный импульс развитию экономики. Это неплохая таблетка от застоя: формируется приток капитала, открываются широкие возможности для малого бизнеса. Но любое лекарство превращается в яд, если принять его слишком много.
В Барселоне туристов такая толпа, что местные жители забыли про низкие зарплаты, про безработицу и теперь именно приезжих называют главной городской проблемой. А отдельные побережья в Испании просто изуродованы туризмом как в экологическом смысле (уничтожены экосистемы, пляжи, все превратилось в посредственный курорт), так и в экономическом (весь бизнес, все компетенции людей сконцентрировались на одном — обслуживании приезжих).
Петербург пока не Барселона. К каталонцам ежегодно приезжают 32 млн человек, к нам за прошлый год приехало лишь 8,5 млн. Но потенциал неплохой, ведь Россия — очень дешевое направление. Особенно это касается китайцев, которых сегодня называют «некачественным турпотоком» за их серые схемы и вызывающее поведение. В Китае 200 млн человек — это обеспеченные люди. Они хотят куда–то ездить и развлекаться, а Россия — пока еще не освоенная тропа. Из 70 млн туристов, выехавших в первом полугодии 2018 года из Поднебесной, лишь 1% пришелся на РФ. При этом в низкий сезон гражданам КНР слетать к нам дешевле, чем петербуржцу, например, на выходные съездить в Москву.
Отношение к китайцам не слишком доброе — и не только у нас. Их ругают за вопиющее бескультурье, громкие разговоры, за привычку все трогать и со всем фотографироваться. Но важно понимать, что, как и все нормальные люди, они готовы меняться, уважать чужие традиции и соблюдать закон. Этого не произойдет, если жить по принципу «турпоток любой ценой».
Уже сейчас есть очевидные проблемы. Если пустить дело на самотек, последствия могут оказаться разрушительными и для туристического рынка, и — что еще важнее — для репутации туризма в глазах петербуржцев.
Георгий Вермишев