Повышение ставок, перегрев кредитования, падение доходов — какие из этих угроз воплотятся в жизнь и повлияют на бизнес, обсудили участники делового завтрака, организованного "Деловым Петербургом".
Идея мероприятия — оценить ключевые макроэкономические индикаторы и составить прогноз на год. Сказать, что гостей кормили отборными инсайдами, наверное, было бы преувеличением. Кормили все–таки круассанами и тостами. Однако прогноз заметно отличался от традиционных макроэкономических сборников, которые банкиры рассылают своим клиентам. А среди гостей были топ–менеджеры петербургских компаний и несколько участников Рейтинга миллиардеров "ДП".
Выборы кончились
С докладом об экономической ситуации выступила главный экономист Альфа–Банка Наталия Орлова. Ключевым отличием 2019 года она назвала завершение электорального цикла. Предвыборные обещания нужно сдерживать, поэтому в прошлом году зарплаты выросли, что оказало поддержку спросу. Но после этого обычно следует провал в росте зарплат — подобная ситуация наблюдалась после выборов 2012 года. Тем более что тогда за электоральный цикл успели создать в 2 раза больше рабочих мест, чем теперь. Это значит, потребительские настроения будут ухудшаться. Из этого, впрочем, не следует, что факторы поддержки спроса полностью исчерпаны. У населения еще остается возможность взять кредиты, и это будет поддерживать спрос, считает Орлова. Сегодня многие эксперты говорят о перегреве кредитного рынка, однако если посмотреть на соотношение накопленной неипотечной задолженности к средней зарплате, то можно убедиться, что он еще далек от максимальных значений (135% сейчас против 170% в 2013–м и 166% в 2014–м).
Несколько преувеличенными могут оказаться и опасения по поводу роста цен. По мнению Наталии Орловой, важно разделять продовольственную и непродовольственную инфляцию. Пока что второй показатель относительно стабилен. "Основное ускорение инфляции связано с динамикой цен на продовольствие. Строго говоря, это не тот фактор, на который ЦБ должен отвечать ужесточением монетарной политики", — уверена эксперт.
Ставки сделаны
По большому счету это означает, что внутренние факторы не создают для российского Центробанка необходимости повышать ставку уже в этом году. Что можно сказать точно: цикл смягчения денежной политики в России уже завершен, а вот как быстро ставка будет повышаться — теперь зависит от внешних факторов, полагает Наталия Орлова.
А с самой мировой экономикой ситуация действительно тревожная. И не только из–за угрозы рецессии. Торговые войны — это инфляционный фактор. А значит, у мировых центробанков могут появиться дополнительные аргументы для ужесточения денежной политики. Повышение мировых ставок будет создавать давление и на российскую монетарную политику.
Для курса рубля это может означать некоторое ослабление, хотя в Альфа–Банке не считают, что оно будет драматическим. "В этом году нужно смотреть на интервал 65–70 рублей за доллар. Не думаю, что за 70 вот можно выйти, но ждать существенного укрепления тоже не стоит, все уровни крепче 65 — это хорошие уровни для покупки на горизонте в несколько лет", — прогнозирует Наталия Орлова.
В глухой обороне
Государство (опять) будет скупым на бюджетную поддержку. Среди экономистов даже появился специальный термин — "оборонная экономика". Это значит, что в условиях внешних рисков бюджетная политика заточена на максимальное сбережение финансовых ресурсов.
"Уже третий год подряд у нас происходит ужесточение политики, скорее всего, так мы и останемся в этих условиях", — полагает Наталия Орлова. Пример — 2018 год. Ожидалось, что бюджет будет сбалансирован с учетом нефтяных цен $60–70 за баррель, однако по итогам исполнения бюджета оказалось, что бюджет сводится без дефицита при цене нефти $49 за баррель. Это отражает рост налогового давления на несырьевые отрасли: прирост несырьевых доходов в федеральном бюджете в 2018 году составил 16% — это без всякого повышения ставок налогов, исключительно за счет собираемости. И ужесточение администрирования налогов будет продолжаться.
"Многие здесь помнят времена, когда каждый директор в конце отчетного периода собирался со своей финансовой службой определять, что будет называться прибылью. Остальное как–то распределялось другими способами. Этот период должен был, безусловно, пройти", — согласился директор Института проблем предпринимательства Владимир Романовский.
По его мнению, кардинальные изменения происходят не столько в нормативно–правовой базе, сколько в администрировании, в том числе в уголовно–процессуальной и банкротной сфере. Скорее всего, именно это будет трендом на ближайшее время, причем эти риски касаются всех. Неприкасаемых нет. Ну или почти нет.