Российскому рынку экологической сертификации по объему еще далеко до западного. Но он бурно растет — на 25–30% в год.
Экологическая сертификация продукции остается в России делом добровольным. Но все больше компаний готовы на это потратиться. Сертификат может послужить в маркетинговых целях и даже для защиты от административного давления.
В последнее время на рынок добровольной экологической сертификации выходят все более крупные клиенты. Например, в прошлом году российский филиал Samsung получил документ о соответствии различным нормам новой линейки флагманов S9 и S9 Plus.
Рынок клонов
По данным единого российского реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, изучением экологических норм на предприятиях занимаются около 640 компаний. Всего же в России (не только в природоохранной сфере) работают более 1,5 тыс. сертифицирующих организаций и 8,5 тыс. испытательных лабораторий. При этом в стране до сих пор не существует единого центра экологической аккредитации и, соответственно, единого регламента этой процедуры.
Эксперты затрудняются оценить объем рынка такой нишевой услуги. Но известно, что в среднем получение сертификата обходится крупной компании в сумму 1,5 млн рублей в год. Всего в России около 10 тыс. промышленных предприятий, которые рано или поздно наверняка обратятся к экологам за помощью. Таким образом, потенциальная емкость этого рынка — около 15 млрд рублей. Но реальная гораздо ниже.
Во многом трудности подсчета в этом сегменте связаны с его внушительной серой составляющей. "Зачастую встречаются организации, которые считаются балластом для рынка. Эти компании выполняют свои функции недобросовестно — просто продают пустые экосертификаты, не обеспеченные реальной экспертизой", — рассказывает директор Экологического союза Санкт–Петербурга Юлия Грачева. Стоимость таких услуг — от 12 тыс. рублей, при этом проверять подлинность документа никто не будет.
Любопытно, что по запросу "экологический сертификат" поисковые системы выдают, как правило, те самые организации, которые оказывают "пустые" услуги.
Из–за демпинга со стороны таких конкурентов добросовестные аудиторы вынуждены несколько корректировать свои цены в сторону снижения. Сейчас стоимость комплексной услуги (сертификация и внедрение) составляет обычно 1–2 млн рублей.
Добровольно–принудительно
Экологическая сертификация как самостоятельный серьезный бизнес пока не очень рентабельна. Поэтому многие сертификационные агентства совмещают ее с другими видами экспертизы.
Фактически сегодня этот рынок поделен между тремя крупными игроками: АО "Бюро Веритас Сертификейшн Русь" (выручка по итогам 2017 года — 291,4 млн рублей), ассоциацией "Русский регистр" (283,4 млн) и ООО ССУ "ДЭКУЭС" (162,5 млн).
При этом аккредитацию Всемирной организации экомаркировки (GEN) в России имеет только система "Листок жизни" Экологического союза Санкт–Петербурга.
По признанию ключевых игроков рынка, спрос на сертификацию существенно растет. "С 2005 по 2018 год объем сертифицированных нами товаров вырос с одного до 200 с лишним наименований продукции от более чем 20 компаний — лидеров рынка. В целом в последние 5–6 лет можно говорить о постоянном росте запросов на 25–30% в год", — отмечает Юлия Грачева.
Всплеск интереса к экологической сертификации обусловлен и тем, что этот документ начали требовать многие ретейлеры. И предприниматели порой покупают его просто ради корочки.
"У нас часто все добровольное становится добровольно–принудительным, — рассказывает бывший гендиректор авиакомпании "Руслайн" Дмитрий Ештокин. — Взять для примера нашу отрасль: в аэропортах такой документ все же лучше иметь для подстраховки, чтобы быстрее решать проблемы, скажем, утечки с борта топлива. Да и в целом транспортные компании предпочитают иметь экологический сертификат". Спрос на такие услуги есть также со стороны производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции, строительных и отделочных материалов, бытовой химии и косметики.
Но тратиться на экопаспорт готовы не все главы предприятий, даже крупных. "К сожалению, многие российские компании в условиях все большего ужесточения законодательства и других мер, направленных на охрану окружающей среды, руководствуются простым принципом: есть требование — будет и исполнение, а все, что второстепенно, подождет", — размышляет руководитель проектов направления "Охрана труда и экология" группы компаний SRG Вадим Багдасаров.
По его мнению, необходимо на самом высоком уровне заниматься продвижением экологического менеджмента, иначе некоторые главы компаний так никогда и не узнают, что существует такой документ, как экологический сертификат.
Пока же систему экоменеджмента в России внедряют в основном организации с иностранным капиталом.
Догоним и перегоним?
На международном рынке услуга экологической сертификации определенно пользуется большей популярностью, чем в России. Так, у скандинавской Nordic Swan сертифицировано около 45 тыс. товаров и услуг, а маркировку Blue Angel (Германия) имеют около 12 тыс. товаров. И, несмотря на то что за рубежом эта процедура также носит рекомендательный характер, ни один серьезный производитель не выйдет на рынок, не имея подтверждения соответствия своей продукции высоким природоохранным стандартам. В Европе без экологического сертификата у компании не получится принять участие в тендере или даже привлечь крупный банковский кредит. Дальше всех пошла Германия. Там поставлена цель довести к 2030 году долю экосертифицированной продукции в ряде отраслей до 30%.
В России прогнозы развития сегмента экологической сертификации тоже оптимистичны. Председатель комитета по природопользованию и экологии "Деловой России" Ильдар Неверов называет эту нишу зарождающейся и в ближайшие 5 лет ожидает повышения спроса на услуги экосертификации, в первую очередь со стороны предприятий розничной торговли и строительных компаний.
"Это как знак качества, определенный плюсик производителю при выходе на рынок или продвижении своего продукта", — говорит он.
“
Некоторым производителям проще получить фиктивный документ, чем действительно заказывать испытания. Чаще всего в «Серконс» обращаются производители продуктов питания и диетических товаров: потребители стали более серьезно относиться к качеству продовольствия.
Что касается финансовой стороны вопроса, то, по данным наших клиентов, объемы продаж увеличились более чем на 15% после проведения процедуры экосертификации. Однако это вопрос не только финансовый. Это вопрос имиджа и социальной ответственности компаний и бренда в частности.
Анастасия Иванникова
руководитель отдела экопроектирования и консалтинга ГК «Серконс»
“
Некоторые организации могут разочароваться в принципе в самой идее экологического менеджмента. Одна из причин — изначальная нежизнеспособность системы. Так случается, если она разрабатывалась и внедрялась не для того, чтобы стать инструментом управления, а для того, чтобы стать демонстрационной моделью, обманкой.
Руководитель видит в ней панацею, которая гарантирует 100% мгновенный результат, но его ожидания могут не оправдаться. Ведь система менеджмента — это модель управления, а не волшебная палочка.
Ирина Носкова
заместитель генерального директора ассоциации «Русский Регистр»