Владимир Княгинин, вице–губернатор Петербурга, объяснил корреспонденту "ДП", почему мы не можем копировать Москву, чем был обусловлен дрейф питерских управленцев в столицу и как эффективно продвигать асимметричные решения.
— Для того чтобы вторая столица в экономической и социальной сферах не отставала от первой, успешно конкурировала за инвестиции, проекты и таланты с другими российскими регионами, была значимым игроком на европейском экономическом поле, от Санкт–Петербурга требуется запустить целый комплекс новаторских проектов. Тривиальных решений явно недостаточно. Очевидно, что нужно учиться у Москвы, российских и европейских соседей, но просто повторять их действия недостаточно. Лидера никогда не догнать, если просто копировать его.
Врио губернатора на заседании городского правительства в начале февраля подтвердил, что готов пойти на запуск в городе серии публичных экспериментов, дав возможность городским сообществам, бизнесу, инвесторам предложить и реализовать самые передовые, новаторские по своей сути идеи, дать простор инициативе. Город должен проснуться, вернуться к уверенности, что ситуацию в Петербурге можно изменить на более успешную и динамичную, порождать и реализовывать радикальные по своей новизне проекты. От городского правительства требуется способность замечать эти инициативы, быть открытым к принятию новых идей, а главное — принимать риски экспериментального действия. Причем в условиях, когда вся сложившаяся практика государственного управления старательно избегает рисков, всячески страхует себя от радикальных инноваций.
Какая часть горожан может предлагать и реализовывать эти инициативы, воспользоваться "правом на эксперимент"? У нас ведь стратифицированное общество.
— Поколенческий разрыв, как и разрыв между умеющими работать и желающими данной участи избежать, есть везде. Здесь важно то, что движение возможно, только если мы будем предлагать новаторские решения. Кстати, у Петербурга это было в начале 1990–х, плюс дрейф питерских управленцев в Москву был обусловлен объективно. Тогда город, провозгласив себя самым европейским в России, выдвинул целую серию инициатив иного, чем это было принято в стране, подхода к управлению государством.
Город не является центром добычи сырья, у него нет неограниченных финансовых ресурсов или полного набора общегосударственных функций. Главным активом Петербурга выступают люди и их сообщества, знания, умения, культура и интеллект. Для заявления стратегических инициатив сейчас должен быть шанс прежде всего у городских сообществ и бизнеса, которые смогут предложить и реализовать новые идеи, интеллектуально нагруженные проекты, капитализирующие человеческие ресурсы Петербурга. Лидировать на рынках, в социальной сфере, культуре — сейчас значит быть самым передовым и умным, а главное — притязающим на авангардную роль. Естественно, что право выступать авангардом чаще всего принадлежит молодежи, новому поколению профессионалов, утверждающих себя в производстве и управлении. Следовательно, лидировать сегодня означает еще и быть привлекательным для новых поколений и давать им возможность реализовать себя.
Для правительства Петербурга крайне важно быть умным, соответствовать интеллектуальном запросу современного мира. Речь не о смене персон, а о смене подхода.
У вас как руководителя ЦСР "Северо–Запад" всегда была исследовательская позиция. А сейчас внедренческая? Насколько ваши компетенции исследователя и аналитика применимы в управлении городом?
— Последние лет десять функции тех, кто занимается стратегическим консалтингом, изменились. На смену "фабрике мысли" пришла "фабрика мысли и действия". Консультант сегодня, как правило, — часть проектной команды, его задачей заявляются не только аналитика и обоснование действия, но и его организация.
В то же время, не скрою, переход на государственную службу для меня — большой личностный и интеллектуальный вызов, а главное — вызов организованности действия. Принципы принятия решений в рыночных структурах и в госуправлении хотя и сближаются, все же пока очень отличаются друг от друга.
Врио губернатора считает, что необходимо идти в фарватере федеральных программ, чтобы Федерация могла принимать участие в развитии города. В какие федеральные программы СПб вписывается наиболее оптимально? Или нам не следует двигаться в русле Москвы, а надо искать асимметричный путь?
— Перед городом стоят грандиозные задачи. У нас рост инвестиций — 1–2% в год. Минэкономразвития на следующий год планирует подъем до 7%. И мы понимаем, что каждый дополнительный процент увеличения капиталовложений крайне тяжело обеспечить. Где источники роста, толкающие к инвестированию? Почти чудом страна в 2018 году продемонстрировала рост ВВП выше 2%. Валовой региональный продукт Петербурга с 2013 года растет на 1–2,5% в год. Потребительский рынок сжимается. Реальные денежные доходы граждан в этот же период либо падают, либо стагнируют. Поддерживать потребительский спрос банковскими кредитами можно только до известных пределов. В рейтинге закредитованности российских регионов Санкт–Петербург занимает отнюдь не низкое место — в середине второго десятка (соотношение среднедушевого долга по банковским кредитам и средней заработной платы превышает 40%). Но, несмотря на это, банки не стремятся кредитовать инвестиционные проекты. Риски кредитования перегретого потребления для них все равно ниже кредитов для промышленности и длительных инвестиционных проектов. Инвестиционный потенциал городского бюджета также ограничен. Доля расходов на адресную инвестиционную программу в городском бюджете все еще далека от уровня пятилетней давности. Есть еще собственные средства предприятий. Но последние в сложившейся экономической ситуации инвестируют крайне осторожно. Им требуются дополнительные мотивы. Поэтому для правительства задача создания новых инвестиционных мотивов превращается в первоочередную.
В этой схеме федеральные программы — один из важнейших инвесторов. Федерация готова инвестировать в крупные инфраструктурные и социальные проекты. А вот формы у федеральных вложений на территории города могут быть различными: прямые инвестиции (строительство судебного квартала на Петроградской стороне движется и скоро станет заметнее), софинансирование строительства университетских кампусов ИТМО и государственного университета, кредиты Внешэкономбанка, субсидии, которые получают петербургские центры Национальной технологической инициативы, и т. д.
Инвестиции необходимы городу прежде всего для изменения структуры экономики. Пока в ней один стабильно растущий на протяжении последних лет сектор — операции с недвижимостью. Но если поглядеть среднюю зарплату в этом секторе, то видно, что она ниже, чем в среднем по экономике. Следовательно, это не самый инновационный сектор, а создаваемые в нем рабочие места трудно отнести к высокотехнологичным. Для достижения оптимальной структуры экономики Петербурга в первую очередь необходимо развивать обрабатывающую промышленность. Причем ее новые отрасли.
У нас сложился фармкластер с приличным оборотом — свыше 50 млрд рублей в год. Его стартовый потенциал в значительной мере реализован: запущена ОЭЗ, сформировались относительно крупные компании. Но кластеру есть куда расти. Самое время запустить переход к сложным биотехнологическим разработкам (молекула аспирина содержит всего 21 атом, в то время как биофармацевтическая молекула состоит из 2000–25 000 атомов), создать в Петербурге крупный центр геномных исследований на базе государственного университета или крупного медицинского центра.
Подрос до существенных объемов сектор медицины, она начала экспортировать свои услуги за пределы региона и страны (Центр им. В. А. Алмазова, Центр протонной терапии и пр.). В медицине фокус развития должен сместиться на более раннюю диагностику (это главное средство борьбы с онкологическими заболеваниями), профилактику (это одно из главных средств борьбы с болезнями системы кровообращения). До сих пор все было построено на борьбе с болезнью. А нужно выстроить систему управления здоровьем, что требует технологической и кадровой перестройки всей медицинской сети.
Вполне успешен сектор образовательных услуг. 7% студентов дневного обучения РФ занимаются в петербургских вузах. Мы получаем образованных мотивированных людей, которые по большей части остаются в городе. Они выходят на рынок недвижимости, ищут хорошую работу, покупают машины. Все города мира соревнуются за студенческую миграцию, и Петербург здесь на неплохих позициях. У нас один из самых высоких в стране процент иногородних и иностранных студентов. В транспортно–логистической сфере назрела трансформация наших портов — и городских, и областных. Транспортный узел будет перестраиваться во многом в результате цифровой трансформации. Порты во всем мире являются драйверами, толкающими цифровую логистику — сложные системы, которые позволяют удаленно прослеживать все операции с грузом и управлять данными операциями на базе сложных математических моделей. Развитие порта Бронка может быть реализовано как создание порта цифрового поколения. Огромен потенциал развития современной логистики на Октябрьской железной дороге. В Петербурге расположен офис одного из страновых лидеров в автомобильных перевозках сложных и сборных грузов — "Деловых линий". Эта компания разработала собственную цифровую платформу логистики.
Есть потенциал обновления уже укоренившегося в Санкт–Петербурге кластера автомобилестроения. Причем за счет выстраивания сложного инжиниринга. Наш политехнический университет и действующие при нем компании за несколько последних лет сформировали самостоятельный и значимый в масштабах страны центр конструирования и расчетов для автопрома. Он успешно работает с КамАЗом, АвтоВАЗом, УАЗом и пр.
Придется форсировать программу "Умный город". "Ростелеком" намерен реализовать проект в городе по умным остановкам, разнообразным информационным городским сервисам, интеллектуальным машинам и пр. Свои проекты в умном городе имеют телекомы, банки, информационные компании. Необходимо решить проблему коммунально–бытовых отходов и технического мусора. Мы сильно загрязняем окружающую среду…
Области прежде всего. И потому вопрос: Майкл Портер заявил, что в глобальной экономике конкурировать без агломерирования невозможно. Означает ли это, что объединение города и области необходимо?
— Взять московский пример. Там логистика города и области управляется из одного центра. Транспортное кольцо, куда выходят логистические терминалы, нуждается в координации. Сегодня из единого ситуационного центра координируется работа принадлежащего городу метро и центрального железнодорожного кольца РЖД. С 2019 года к системе присоединится компания, организующая железнодорожные перевозки в Московской области через сквозные радиальные маршруты в Москве. Очевидно, что нечто подобное рано или поздно нужно будет делать и в Петербурге.
Ваше главное направление — наука и высшая школа?
— Помимо этого мне поручено заниматься экспертно–аналитическим сопровождением деятельности правительства и выстраиванием коммуникации с экспертным сообществом, а также взаимодействием с территориальными федеральными органами исполнительной власти. Что касается науки и профобразования, то в планах — включить этот сектор в базовую часть новой специализации города. В 2022 году в Петербурге планируем провести Euro Skills 2022 — европейский чемпионат по рабочим профессиям.
Это к нам приедут самые лучшие токари и плотники?
— Ну, и токари, и плотники, и программисты, и айтишники. Это международный чемпионат по профессиональному мастерству, в котором с недавних времен принимают участие и ведущие вузы. Внутри этого мирового движения есть целое хайтековское направление, смысл которого — научить работать в передовых технологиях. Для системы профобразования это очень важное событие, на котором выстраивается командная работа и необходимо доказать, что ты не знаниями владеешь, а можешь эти знания применить. Мы получаем объективную характеристику того, как работает профобразование в целом, и видим лучшие центры подготовки кадров.
Москва и принимающая в этом году мировой чемпионат по профессиям Казань осуществили перестройку профобразования на базе стандартов WorldSkills. Москва — среднего специального, а Казань — более широко, захватив и школьное. Опыт Казани и Москвы мы должны учесть и в полной мере использовать время на подготовку чемпионата 2019 года для развития собственного профобразования.
В 2022 году Петербург принимает и Международный математический конгресс, который проводится раз в 4 года с 1897 года. Россия проводит его во второй раз за всю конгрессную историю. Во многом мы получили конгресс из–за того, что у нас в городе есть лауреаты самых престижных математических премий, включая "Нобеля в математике" — Филдсовскую премию — Станислава Смирнова. Данный конгресс — повод поддержать интерес к математическому образованию и математическим исследованиям в городе, способ укрепить международные научные связи петербургских ученых.
Фактически наука и высшая школа — это часть перспективной специализации города. Блумберг, когда был мэром Нью–Йорка, пробил решение выкупить целый остров под новый университет в своем городе. Казалось бы, что — в Нью–Йорке университетов не хватает? Нет, когда появляется новая образовательная инициатива, город живет. Для нас эта ситуация также актуальна. Я считаю — то, что сейчас делает Политех, продвигая "Технополис", или ИТМО с его "ИТМО Хайпарк", или СПбГУ, приступающий к проектированию нового кампуса, — все это дает Петербургу новый шанс развития. При этом свои проекты развития есть у Кораблестроительного института, Лесотехнической академии, Университета им. Герцена, Университета аэрокосмического приборостроения. И эти инициативы тоже попадают в разряд стратегических для города. Это очень важные точки роста, которым правительство Санкт–Петербурга должно создавать благоприятные условия.
Для нас очень важно вписаться в этом году в федеральную программу по созданию крупных научных центров в геномике и в математике. Нам это, безусловно, по плечу. Для этого у нас есть живые научные школы с многолетней успешной историей и молодыми лидерами. Выдающиеся математики работают в классическом университете, Математическом институте им. В. А. Стеклова. У нас сильные генетики в СПбГУ. Есть мощные биотехнологические компании со значительным исследовательским потенциалом, например "Биокад", в штате которой 800 исследователей.
Чем правительство Петербурга займется в первую очередь?
— А. Д. Беглов, открывая первое заседание обновленного состава правительства города, в принципе обозначил приоритеты: запуск нового инвестиционного цикла и реструктуризация экономики, основанной на знаниях; развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение и культура); комфортная городская среда, позволяющая сохранять современность городу с самым большим в стране историческим наследием, а также соответствующая полицентричной организации города, в которой ключевые функции рассредоточены по территории и выходят за пределы исторического центра; умное правительство, эффективная власть, коммуникации публичных органов и городских сообществ, горожан. Но начинать придется с сокращения дефицита бюджета, повышения эффективности работы городских систем, извлечения уроков из многолетнего недофинансирования коммунальных служб, которые в этот аномально снежный январь оказались в сложной ситуации. На 2019 год действует бюджет, подготовленный еще прежним правительством. Ресурсы на проекты развития удастся заложить только на 2020–й год. Такова существующая реальность бюджетного планирования.
Сколько времени вы даете себе на выполнение этих задач? Когда будет понятно, удалось ли задуманное?
— Есть правила, которые не мы вводили, и не нам их отменять. В сентябре выборы губернатора. Наши полномочия до сентября. Право принимать решение по составу следующего правительства — у губернатора и Законодательного собрания города.