Госдума одобрила в первом чтении так называемый закон о создании суверенного Рунета. По мнению законодателей, эта инициатива поможет поддержать в России бесперебойную работу интернета даже в случае отключения страны от общемировой сети. Новый закон уже наделал шума — кто-то утверждает, что отключить целую страну от интернета невозможно, кто-то называет это самой масштабной операцией по созданию цензуры в российской истории, кто-то, как "Яндекс" и Mail.ru Group, наоборот, поддерживает эту идею.
Но за общим шумом мало кто заметил интересную деталь — автор законопроекта Андрей Клишас в одной из его последних редакций отметил, что на создание суверенного интернета потребуется 20 млрд рублей. Именно такую сумму в декабре 2018 года озвучивал глава Роскомнадзора Александр Жаров для создания новой технологии по блокировке мессенджера Telegram. О том, как борьба с Павлом Дуровым превратилась в создании обособленного российского интернета, — в материале "ДП".
Суверенная копия
Все началось, разумеется, не с Telegram, но отчасти с Дурова — он ушел из "ВКонтакте" в апреле 2014 года, как он говорил, из-за конфликта с силовиками. Первые проекты и слухи о создании обособленного Рунета появились в том же году. Так, в июле 2014 года Минкомсвязи провело учения по действиям в случае отключения Рунета от инфраструктуры международного интернета, тогда эксперимент был признан неудавшимся из-за большого количества трафика, уходящего через мелких частных провайдеров.
В апреле 2016 года глава СК Александр Бастрыкин после визита в Москву делегации из Китая в своей программной статье заявил о необходимости "определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети Интернет" в условиях информационной войны с США. В том же году в Минкомсвязи появился законопроект с рабочим названием "Об автономной системе Интернет". Тогда же сообщалось, что подконтрольный "Ростелекому" фонд к осени 2016 года создаст "резервную копию" Рунета. Предполагалось, что это станет первым реальным шагом готовящегося в течение последних 2 лет проекта "суверенного Рунета".
В ноябре 2017 года Совет безопасности России поручил Минкомсвязи и МИД России заняться созданием в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) собственной "системы дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS)", которая бы не зависела от контроля международных организаций ICANN, IANA и VeriSign и могла бы обслуживать запросы пользователей стран БРИКС "на случай сбоев или целевых воздействий".
Слон из мухи
Один из авторов резонансного законопроекта о "суверенном Рунете", депутат Андрей Луговой, заявлял, что Агентство национальной безопасности США (АНБ) смогло отключить Сирию от интернета в 2012 году. Многие эксперты в области коммуникаций сходятся на том, что такие действия совершить было просто невозможно с технической точки зрения. Например, такую точку зрения высказал Михаил Климарев, исполнительный директор "Общества защиты интернета".
Климарев прямо без обиняков назвал слова Лугового враньем: "Вранье здесь заключается в том, что "атака АНБ", если она вообще была — все это известно исключительно со слов Сноудена — стала успешной потому, что в Сирии ровно один оператор — SyriaTel. Сейчас у них оператор AS29256. На момент событий AS29386 имеет статус blocked (заблокированный)". Причиной того, что Сирия выпала из общемировой сети, по мнению Климарева, являются неполадки с бордером-маршрутизатором и отсутствие хороших технических специалистов у единственного сирийского интернет-оператора, которые долго не могли привести состояние техники в порядок.
"В России такое невозможно по определению. В настоящий момент. Ну, потому что связей с мировым коннективити у нас не ОДНА, а 2,5 тыс. Потому что в российских операторах связи работают более квалифицированные кадры", — заключил он в своем Telegram-канале.
Исполнительный директор НП "Объединение альтернативных операторов связи" Алексей Леонтьев также назвал беспокойство депутатов по поводу отключения России от розетки Всемирной путины надуманным: "Вся эта история вызывает большое удивление ввиду двух простых соображений. Во-первых, если всерьез отнестись к словам разработчиков законопроекта об угрозе отключения России американцами от корневых DNS-серверов, любой оператор связи скажет, что проблема решается с минимальными усилиями, без громких лозунгов и особых затрат. Достаточно сделать копию корневых DNS-серверов и в случае некоего обострения ситуации просто перейти на нее. Это очень просто и предельно дешево. Но такое элементарное решение проблемы депутатами никак не озвучивается.
Во-вторых, нельзя сказать, что весь остальной мир не беспокоится о проблемах безопасности сетевой инфраструктуры. Но западные страны почему-то больше переживают за оборудование, которое в критический момент может начать работать не так, как положено. А у нас из смешнейшей мухи раздувают ужасного слона", — возмутился он в комментарии Nag.ru
Многие участники телеком-рынка опасаются, что расходы на реализацию проекта лягут на их плечи: "Большинство мероприятий, связанных с созданием критической телекоммуникационной инфраструктуры, предусмотрено планом мероприятий программы "Цифровая экономика". По оценке экспертов, большинство затрат ляжет на федеральный бюджет — ежегодно около 134 млрд рублей — на возмещение компенсаций операторам связи в случае нарушений работы Сети. Например, в случае отключения от глобальной Сети станут недоступными многие сервисы для бизнеса (облачные и др.). Кроме того, единовременные затраты Роскомнадзора на НИОКР и подготовительные работы могут составить 25 млрд рублей. С другой стороны, на операторов связи может лечь дополнительная финансовая нагрузка в части необходимости усиления контроля трафика", — отмечает Светлана Савельева, руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline. "Нужно смотреть на техническую реализацию предложенного законопроекта. От этого будет зависеть уровень влияния данной инициативы на отрасль в целом. Пока в этом вопросе ясности нет", — добавляют в "Эр-Телекоме".
Генеральный директор группы компаний "Миран"Игорь Ситников считает, что капитальные затраты, вызываемыми теми или иными политическими решениями и не приносящие ценности клиентам, но ложащиеся бременем на оператора, очевидно, снизят темпы развития и в той или иной степени отразятся на конечной стоимости для потребителя: "Другой вопрос, ущерб отечественной экономике, который может вызвать отключение от глобальной сети Российского сегмента, может быть значительным. Немного странно, что безопасность и стабильность страны будет обеспечиваться за счет бизнеса, а не государства, которое, по идее, должно дотировать бизнесу внедрение своих решений. В конце концов, бизнес же не охраняет границы в явном виде, за свой счет. Принимаемое решение, образно говоря, и есть "Щит", неважно, золотой он или какой-либо ещё".
Закон Дурова
Идея создания суверенного независимого интернета, похоже, своими корнями глубоко уходит в конфликт с создателем мессенджера Telegram Павлом Дуровым. Попытки Роскомнадзора ограничить доступ россиян к приложению уже длятся почти целый год и пока не достигли успеха. По данным BBC, ведомство планировало в 2019 году внедрить технологию Deep Packet Inspection (DPI, — глубокий анализ пакетов). Эта технология работает по следующей схеме: провайдеру устанавливают специальное оборудование, которые анализирует весь проходящий трафик пользователей этого провайдера. При этом анализе выделяются специфические пакеты, свойственные конкретным сервисам. В данном случае имелся в виду Telegram. Довольно интересно, что список мер по созданию суверенного интернета по факту подразумевает использование той же самой технологии. Роскомнадзору требовалось на первоначальную реализацию программы 20 млрд рублей. Такую же сумму позже озвучит Андрей Луговой, хотя в первоначальном варианте законопроекта отмечалось, что никаких вложений из бюджета не потребуется вовсе.
Бывший советник президента России по программам развития интернета Герман Клименко также обратил на это внимание и даже предложил в своем Telegram-канале назвать новый закон "законом Дурова": "В некотором смысле Павел Дуров провел эффективные "учения", по результатам которых видно, что текущее законодательство в области регулирования Интернета не позволяет эффективно защищать интересы государства", — заключил Клименко.
Глава Роскомсвободы Артем Козлюк выразил беспокойство по поводу цензурирования Рунета. Он обратил внимание, что, исходя из текста документа, оператор связи, установивший технические средства противодействия угрозам, не обязан ограничивать доступ к информации по реестру запрещенных сайтов — это означает, что внутри этой обязательной системы внедряется также и фильтр Роскомнадзора: "Во-вторых, налагаются новые обязанности на трансграничных операторов связи и точки обмена трафиком. В-третьих, Роскомнадзор наделяется полномочиями вмешиваться в маршрутизацию. Создается такой глобальный российский цензурный файервол", — считает он.
Не все участники рынка испытывают панические настроения по этому поводу. Евгений Дружинин, эксперт направления информационной безопасности КРОК, в разговоре с "ДП" назвал новый законопроект реальной возможностью увеличения устойчивости и защищенности Рунета: "Упорядоченность работы интернета и контента в нем — это важная государственная задача, решение которой должно позволить как обеспечить устойчивость информационного взаимодействия государственных органов, так и сделать шаг по очистке общедоступного информационного пространства от информации сомнительного характера, оказывающей негативное воздействие, прежде всего на детей и подростков. Надеюсь, что пострадают те, кто нарушает законодательство РФ, осуществляет атаки на российские информационное ресурсы и пытается использовать информационное пространство интернет для распространения лживой и растлевающей молодежь информации".