Петербург многолик и противоречив. Но совершенно точно это не тот город, где нечего делать, кроме как в задумчивости бродить по набережным и паркам, бормоча под нос строки поэтов Серебряного века.
Москвичам, избалованным столичными тусовками, будет куда сходить после работы или на выходных.
Звание культурной столицы уже несколько приелось как жителям, так и гостям Петербурга. Чем дальше, тем чаще это словосочетание употребляется скорее в ироническом ключе. И все же, каким бы избитым и скучным ни выглядел совет сходить в Эрмитаж, не стоит им пренебрегать.
Музеи без бабушек
Главный музей страны упорно борется со стереотипами и достиг на этом поприще немалых успехов. Экспериментальные выставки современного искусства регулярно повергают в шок консерваторов и вызывают искренний восторг у продвинутой публики. Поверьте, смотреть на эпатажные работы Яна Фабра в интерьерах Зимнего дворца, на фоне классических полотен значительно интереснее, чем в модерновых залах современных галерей. Эрмитаж регулярно привозит то, чего больше нельзя увидеть нигде в России. К примеру, летом откроется выставка работ Макса Эрнста — художника, сыгравшего в истории европейского сюрреализма не меньшую роль, чем Сальвадор Дали, но удивительно мало до сих пор известного в России.
Читайте также:
Общество
Они и мы. Питерские против московских
Но не Эрмитажем единым. Любители строгой классики всегда могут сходить в более строгий и традиционный Русский музей или Исаакиевский собор. А в поисках радикально новых ощущений стоит исследовать бескрайний мир малых музеев, которых в городе насчитывается около двух сотен. Иногда кажется, что нет такой вещи, которая не имела бы в Петербурге "персонального" музея. Музей водки, музей кофе, музей паровозов (крупнейший в России, между прочим), музеи–квартиры Бродского, Достоевского, Ахматовой, гранд–макеты и диорамы — тут уж остается только выбирать.
Лофт, который построил…
Какое слово неминуемо всплывает следом за "музеем"? Конечно, "театр". Вряд ли нужно объяснять, почему нужно сходить в Мариинский, Александринский, Михайловский или Большой драматический. Менее очевидно бесконечное многообразие небольших театров любых мыслимых форматов, располагающихся буквально в каждой подворотне.
Конечно, не все театры одинаково полезны. Надо просто уметь к ним готовиться, понимать — куда и зачем идти. За новым прочтением классики — в Молодежный театр на Фонтанке. Убедиться, что кукольный спектакль может быть очень даже взрослым, — в KUKFO на Пушкинской. А чтобы изменить отношение к театру полностью и навсегда — на иммерсивное шоу "Безликие", поставленное звездой телепроекта "Танцы" Мигелем. Для москвичей, правда, это не новинка, ведь первые российские представления в формате сплошного действия, когда зритель как бы становится одним из участников, проходили именно в столице. Но на берегах Невы они расцвели по–настоящему. "Безликие" проходят в особняке XVIII века на Дворцовой набережной, и это как раз тот случай, когда стены реально помогают.
Похожий, но более камерный проект, запущенный совсем недавно, — "Последний масон" Данила Вачегина. Что–то среднее между театральным перформансом, ролевой игрой и посещением элитного бара (вино входит в стоимость билета). Действие при этом происходит в бывшей квартире Василия Шульгина — депутата Госдумы, принимавшего в 1917 году отречение у последнего российского императора Николая II. Так что здесь можно в буквальном смысле непосредственно прикоснуться к истории.
Если погружаться в пучины культурной жизни еще глубже, то стоит посетить спектакли экспериментальных театров, где пробуют свои силы молодые режиссеры и драматурги. Один из самых примечательных — "Этюд–Театр", созданный на основе мастерской легендарного театрального педагога Вениамина Фильштинского. Интересен он не только смелыми постановками, но и тем, что расположен в лофте на Большой Конюшенной улице, так что, устав от наслаждения прекрасным, можно прямо в двери напротив найти прекрасный уютный бар с крафтовым пивом на кранах и бородатым общительным хипстером за стойкой.
Лофты и креативные пространства — вообще отдельная тема для Петербурга. Они возникают в любом мало–мальски пригодном для этого месте и буквально фонтанируют интересными мероприятиями. Один из самых удачных и громких проектов — "Голицын–лофт" на берегу Фонтанки: настоящая мини–вселенная баров, ресторанов и развлечений на ограниченной площади. Плотность заведений там столь высока, что с недавнего времени появились специальные гиды, которые за небольшую мзду могут провести по всем закоулкам и подсказать — где стоит выпить фирменную настойку, где съесть стейк, а где дождаться концерта европейского диджея.
Разнообразие лофтовой жизни впечатляет. Открытые лекции на любые темы, выставки, концерты, хеппенинги… Правда, исчезают такие места порой столь же внезапно, как и появляются. С другой стороны, отслеживание их эволюции и погоня за любимым баром или художественной студией, переезжающими с места на место, тоже может стать отличным светским "видом спорта".
Остров развлечения
Если некрашеные кирпичные стены с креативными граффити слишком намозолили глаза, то в теплое время года можно перебраться на открытый воздух.
Например, в Новую Голландию, которая может уверенно поспорить с парком Горького, давно ставшим витриной московского досуга. В сезоне 2019 года здесь обещают настоящий калейдоскоп мероприятий на все вкусы. "Это более 200 событий разных направлений и масштаба, от концертов звезд с мировым именем до дружеских BBQ–вечеринок на зеленом газоне. С наступлением тепла начнутся показы под открытым небом, откроется сезон "Джазовых сред" во дворе "Бутылки", запустятся образовательные программы "Открытого лектория" по восьми направлениям: интеллектуальный киноклуб журнала "Сеанс", курс по современному искусству при поддержке Музея "Гараж", циклы о графическом дизайне, архитектуре, театре и другие", — рассказали "ДП" в пресс–службе проекта. Также обещают некий "полусекретный летний бар" с коктейлями и вечеринками до утра.
Барная и ресторанная жизнь Петербурга — это отдельная тема, со своими пучинами. Найти можно заведение на любой вкус. Например, "Кабинет", попасть в который можно только по предварительной записи и при условии строгого соблюдения вечернего дресс–кода. Или "Цветочки", знаменитые своими уникальными шотами.
К услугам любителей бар–серфинга — вся улица Рубинштейна, а также соперничающие с ней Белинского и Ломоносова. За экстримом можно сходить и на "олдскульную" Думскую, которая все еще никогда не спит.