Пока во властных верхах обсуждают новые меры сдерживания цен на топливо, нефтяные трейдеры наблюдают за поиском виновных в предполагаемом биржевом сговоре.
Росстат подсчитал, что в январе цены на бензин выросли на 0,8% за месяц, а за год это значение составило 9,8%. Дизельное топливо в январе этого года подросло и вовсе в пределах 1,6%. В Петербурге за первый месяц 2019 года бензин подорожал в пределах 0,5–0,9% (за год 10%), а ДТ — на 1,1% (за год 16,7%).
Вроде бы в этих цифрах нет ничего необычного и все автомобилисты смирились с фактом, что прежние цены на моторное топливо уже не вернуть. Разве что надеются, что они не взлетят резко выше. Однако на минувшей неделе Совет федерации обратился в правительство с просьбой принять меры по сдерживанию цен в пределах инфляции. Во второй части обращения сенаторы призывают кабмин рассмотреть вопрос о предоставлении нефтяным компаниям исключительного права поставки нефтепродуктов на экспорт только после того, как они полностью сдадут норму топлива на внутренний рынок. По оценке Совфеда, "это дополнительно защитит российских потребителей".
Для стабилизации рынка для нефтяных компаний действует демпфер, в надежности которого, как уже писал "ДП", сомневаются эксперты отрасли. В аналитическом центре Независимого топливного союза уверены, что он фактически является искусственно создаваемым бенчмарком, который, сглаживая динамику цен на топливо на внутреннем рынке, в то же время будет вести к постоянному росту — вне зависимости от колебаний и динамики мирового рынка. "Кроме того, применение этого механизма ставит нефтепереработку в еще большую зависимость от государственной поддержки, уменьшая стимулы к развитию. Поэтому если к началу апреля мировые цены на нефть вырастут, то в рамках существующей налоговой системы, стимулирующий экспортные поставки, есть риск повторения событий весны прошлого года с резким скачком цен на топливо. В этом случае правительство РФ может ввести заградительные пошлины на экспорт. В настоящее время участники рынка совместно с регуляторами пытаются выработать меры по недопущению такого сценария", — считает руководитель аналитического центра Григорий Баженов.
Судя по всему, проясняется ситуация с прошлогодним скачком цен на бензин — ФАС анонсировала охоту за трейдерами, из–за сговора которых, по убеждению антимонопольщиков, он и произошел. "Мы внимательно исследовали, что происходило в то время на торгах нефтепродуктов, и в ближайшее время будет сформировано одно из очень интересных дел по признакам сговора участвовавших в торгах трейдеров", — уверен замглавы ведомства Андрей Цариковский.
Вся история началась в декабре, когда Санкт–Петербургская товарная биржа отстранила трейдеров от торгов нефтепродуктами из–за нарушений. Под раздачу попали пять компаний, трем из которых был закрыт допуск к торгам, а оставшиеся отделались предупреждением. Однако в ситуации возник интересный поворот — на сторону одной из фирм встал ЦБ, заявив Петербургской товарной бирже, что их решение об отстранении не подкрепляется достаточными фактами. На вопрос корреспондента "ДП" о том, не боятся ли участники торгов начала "охоты на ведьм", в ООО "СБ Брокер" ответили: "Не хотелось бы ничего комментировать, пока не будут известны результаты расследования. Настроение у всех участников такое — купим попкорн и будем смотреть. Может быть все что угодно".
Сольются в альянсе
На нефтяном рынке главной новостью февраля стало известие о решении стран — участниц соглашения ОПЕК+ оформить свои отношения в альянс. Проект хартии Саудовская Аравия, Россия и остальные страны, участвующие в соглашении о сокращении добычи нефти, разработали в январе. Предполагается, что в альянс смогут вступить 24 страны, а управлять им будет трехсторонний комитет. В проекте устава сказано, что альянс не будет ограничивать или влиять на права стран на управление своими природными ресурсами. Но дважды в год в ходе министерских встреч представители организации будут изучать оценки нефтяных рынков и затем принимать решение о сокращении или добыче нефти. "Сейчас все участники рынка понимают, что волатильность цен на нефть сильная (с учетом геополитических неопределенностей с Ираном, Венесуэлой, а также Ливией). Именно поэтому, чтобы снизить волатильность, нужно комбинировать усилия", — говорит старший аналитик "АТОН" Александр Корнилов.
По оценке начальника управления инвестиций УК "Райффайзен Капитал" Михаила Кузина, "создание новой структуры вряд ли решит все проблемы на нефтяном рынке, поскольку главными угрозами остаются быстрый рост добычи в США и замедление темпов экономического роста в мире. Но регулярные встречи в уже официально закрепленном составе могут убедить участников рынка в более предсказуемой и контролируемой добыче нефти в основных странах–экспортерах, что может снизить волатильность на рынке".
На сообщение о возможном создании альянса биржевые котировки отреагировали слабо, зато заявление президента США Дональда Трампа о возможности продления торговой сделки с Китаем, которая истекает 1 марта, подтолкнуло цены вверх. Так, Brent превысила отметку $64 за баррель, подорожав за сутки на 2%, что стало рекордом с ноября 2018 года. Согласно январскому отчету МЭА, страны ОПЕК+ в первый месяц действия соглашения сократили добычу с 18,8 млн до 18,7 млн б / с. Россия выполнила свои обязательства по сделке всего на 18%. Казахстан, вопреки предписанию организации сократить в январе добычу на 40 тыс. б/с, нарастила ее на 80 тыс. б/с в сравнении с декабрем 2018–го. Из–за этого, подсчитали в МЭА, ОПЕК+ выполнила условия сделки только на 25%. Страны ОПЕК, в свою очередь, выполнили 86% плана снижения добычи в январе (44,66 млн б/с).
Взлет с замедлением
В оценках мирового спроса на нефть эксперты ОПЕК и МЭА сошлись в главном — рост будет ограничиваться замедлением мировой экономики. Прогноз по спросу: 1,24 млн баррелей (ОПЕК) и 1,4 млн баррелей (МЭА). Согласно прогнозу Минэнерго США, в 2019 году добыча нефти в стране вырастет с 12,1 млн до 12,4 млн б / с. В ОПЕК считают, что предложение черного золота от стран, не входящих в картель, увеличится в этом году на 80 тыс. б / с (до 2,18 млн баррелей). В "БКС Премьер" уверены, что ко II или III кварталу 2019 года цены на нефть марки Brent восстановятся до $70 за баррель: "По нашим оценкам, в завершение 2018 года на рынке нефти был сформирован профицит в объеме порядка 0,8–1 млн б/ с. В 2019 году ситуация может в значительной мере отличаться от реалий второй половины прошлого года, — говорит главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. — Основным отличием является возобновление действия сделки ОПЕК+, которая может быть продлена до конца года. Также существенным фактором поддержки может стать продолжение спада добычи как в Иране, так и в Венесуэле под действием санкционного давления США. Рост добычи в США будет продолжаться. Но мы не ожидаем, что ежемесячный прирост добычи в Штатах при ценовой конъюнктуре нефти в районе $70 превысит объем 80 тыс. б / с (среднегодовые значения прироста вблизи уровня 1,3–1,4 млн б / с). При таком развитии событий мы полагаем, что при отсутствии критического давления на мировой нефтяной спрос, который в 2019 году, по нашим оценкам, может вырасти примерно на 1,5 млн б/ с, а также при условии 100%–ного выполнения сделки ОПЕК+ нефтяной рынок может вернуться к дефициту 0,2–0,4 млн б / с уже летом этого года".
"Геополитические факторы часто являются непредсказуемыми и, как следствие, создают волатильность. По моему мнению, значительнее всего на рынок будет влиять наличие или отсутствие сделки ОПЕК+ на горизонте всего 2019 года, а не только в пределах первой половины 2019 года", — резюмирует стратег по операциям на товарно–сырьевых рынках Sberbank Investment Research Михаил Шейбе.