Крабовладельческий строй. Смогут ли дальневосточные рыбаки захватить крабовый рынок Северо–Запада

Автор фото: Сергей Ермохин
Гендиректор РРПК Федор Кирсанов (справа) участвует в церемонии закладки морозильного траулера на заводе «Адмиралтейские верфи»
Северо–западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК) снял заявки на строительство двух рыбоперерабатывающих заводов в Архангельске и Мурманске, а также поставил на паузу реализацию договора на строительство 10 краболовов на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ). Об этом "ДП" сообщил исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов.
"Это связано с тем, что появились идеи отменить "исторический принцип" распределения квот и продавать их теперь на аукционах. Краб — это только начало. Нет сомнений, что практика будет распространена на все водные биоресурсы. Об этом прямо написано в дорожной карте по развитию конкуренции в распоряжении правительства от 16 августа 2018 года. Для долгосрочных инвестиций, таких как строительство судов и перерабатывающих заводов, важна стабильность законодательного регулирования. Пока то, что происходит в рыбной промышленности, больше напоминает регуляторный хаос", — подчеркнул Сергей Несветов.
СЗРК — крупнейшая компания, ведущая вылов камчатского краба в Баренцевом море. Объем годового вылова краба у СЗРК составляет 10 тыс. т — чуть меньше максимально допустимого. Выручка входящих в консорциум АО "Архангельский траловый флот", ООО "СЗРК–Мурманск", ООО "РК Вирма" и ЗАО "Арктиксервис" в 2017 году превысила 18 млрд рублей.
Наряду с СЗРК в число крупных рыбопромышленников Северо–Запада входят ПАО "Мурманский траловый флот" (ГК "Норебо"), АО "Таурус" и АО "Карат–1".

Конкурентный подход

Планы отмены "исторического принципа", закрепляющего квоты на вылов водных биоресурсов за рыбаками определенного региона, и возврата к системе аукционов обсуждаются в органах власти с 2017 года. Тогда антимонопольная служба сочла систему неконкурентной.
Участники рынка считают, что возврат к аукционам приведет к появлению в российских водах иностранных компаний, а также к отказу отечественных промышленников обновлять свои флотилии без гарантии загрузки мощностей. "Сегодня понятно, как нужно закладывать инвестиции, платить зарплату сотрудникам, как заказывать корабли. Если конкурсы снова пройдут (они были в 1990–х и 2000–х годах), в них будут участвовать и иностранные компании. А мы понимаем, что рубль у нас не настолько твердая валюта", — сказал депутат Госдумы Андрей Андрейченко.
Законопроект Росрыболовства, появившийся в открытом доступе в начале февраля 2019 года, предполагает продажу 50% квот на вылов краба на аукционах. "Доли квот закрепляются за пользователями на 10 лет по результатам проведения аукционов. На победителя возлагается обязательство по строительству на территории РФ объектов, перечень которых определяется правительством России", — сообщили в пресс–службе Росрыболовства.
По распространенному в СМИ заявлению Ленинградской областной торгово–промышленной палаты, реализация такого подхода означает отъем половины бизнеса у предприятий, которые в 2000–х годах заплатили более $1,5 млрд за право на добычу краба. По мнению палаты, проект преследует интересы Русской рыбопромышленной компании (РРПК), принадлежащей предпринимателю Глебу Франку, сыну бывшего министра транспорта РФ.

Верфи ждут

РРПК ведет промысел минтая, сельди и трески на Дальнем Востоке. Суммарная выручка ее дочерних структур (ООО "Востокрыбпром", ООО "Совгаваньрыба", ОАО "Турниф" и ЗАО "Интрарос"), согласно данным СПАРК, составила в 2017 году 15 млрд рублей. Как рассказал "ДП" генеральный директор РРПК Федор Кирсанов, компания планирует объявить тендер на строительство 10 краболовов. Рассматриваются небольшие верфи, такие как Невский судостроительно–судоремонтный завод. Конкурсов стоит ожидать с появлением нормативной базы. "Я бы ориентировался на III квартал 2019 года", — уточнил Федор Кирсанов.
В 2019 году на Адмиралтейских верфях в Петербурге по заказу РРПК началось строительство двух морозильных траулеров. Всего до 2024 года планируется построить шесть судов на заемные средства Сбербанка, который выделил под проект 60 млрд рублей.
По данным Росрыболовства, на начало года российские верфи заключили 33 контракта на строительство судов по инвестквотам. Северная верфь строит 10 траулеров стоимостью 4 млрд рублей каждый для мурманского холдинга "Норебо". На ВСЗ ведется создание четырех траулеров для СЗРК и по два для мурманской компании "Норд Пилигрим" и петербургской "ФОР". В декабре 2018 года на воду спущен траулер–процессор "Баренцево море", построенный также для СЗРК.
Ни для кого не секрет, что инициатива отказа от «исторического принципа» предложена в целях передела рынка, причем в интересах одной компании. Самое страшное, что обсуждение этого принципа происходит в секретном режиме. В настоящий момент назрел конфликт между регулятором и отраслью в лице некоммерческих организаций.
Александр Дупляков,
президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока
ФАС настаивает, что аукционы принесут доход в бюджеты разных уровней, но я общаюсь с представителями рыбной отрасли, и подавляющее их большинство выступает за сохранение «исторического принципа». Администрация Приморского края не раз обращалась к президенту и премьер–министру и говорила: перераспределение квот приведет к тому, что аукционы будут выигрывать неместные компании. Вопрос дискуссионный, но вместо этого что– то происходит за закрытыми дверями, нам часто информация не доносится. Восстанавливаем ее буквально по крупицам.
Андрей Андрейченко
член комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям