11:5925 февраля 201911:59
9103просмотров
11:5925 февраля 2019
Владеющие транспортными средствами компании и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать многочисленные новые требования. Закон не делает исключений даже для легковых автомобилей руководителей, мерчандайзеров и иных сотрудников.
До конца минувшего года обязанность проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей и нанимать специально аттестованных «безопасников» распространялась в первую очередь на перевозчиков. С 21 декабря такие нормы касаются любого хозяйствующего субъекта, в том числе использующего автотранспорт для собственных нужд. Вопросы реализации вступившего в силу закона обсуждались на организованной «ДП» конференции «Корпоративный автотранспорт».
Здоровый водитель
По мнению большинства участников, самым сложным требованием остается организация ежедневного медицинского осмотра. В ГУП «Пассажиравтотранс» для этого созданы специальная автоматизированная система и собственная медсанчасть. Малые и даже средние компании, на балансе которых находится, возможно, всего один легковой автомобиль, таких возможностей не имеют.
Но, по словам инспектора по особым поручениям Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Андрея Сафонова, никаких исключений для этих эксплуатантов закон не предусматривает. То есть все они обязаны или создавать собственную медицинскую службу и получать соответствующую лицензию, или заключать договор со сторонней клиникой. При этом сесть за руль служебного автомобиля водитель не вправе даже с целью добраться до врача. Равно как и эскулапы не могут для проверки здоровья сотрудников компании приезжать в ее офис или гараж, не допускается и применение телемедицинских технологий.
Не вправе управлять корпоративным автотранспортом и иностранцы, имеющие национальные или международные водительские удостоверения. Исключение касается только граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Южной Осетии.
Передача компанией транспортного средства в аренду подчиненным или сторонним гражданам, по мнению Андрея Сафонова, также не освобождает собственника от соблюдения всех таких требований. Попытка обойти нормы закона грозит наложением на юридические лица административного штрафа в сумме до 30 тыс. рублей.
Честным быть выгодно
Дополнительные обязанности возлагаются на владельцев грузовиков и автобусов. В частности, им предписывается нанять ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения специалиста, имеющего профильное высшее образование и специальный аттестат.
Представитель осуществляющего контроль в этой сфере Ространснадзора Николай Ломов критически отнесся к вопросам о возможности сдавать корпоративные автомобили в аренду, усмотрев в таких схемах попытку обойти закон. «Мы будем выяснять, с какой целью физическое лицо везет пассажиров либо тот или иной груз, где он был приобретен и на какие средства, кому принадлежит и так далее. Но не может Иван Иванович Иванов каждый день возить фурами грузы себе на дачу. Даже если сотрудник приезжает на автомобиле на работу, он эксплуатирует его в целях компании», — констатирует Николай Ломов.
Кроме того, до 1 ноября все обладатели грузовиков максимальной разрешенной массой свыше 3,5 т, автобусов и лимузинов обязаны оснастить их тахографами — устройствами, фиксирующими время работы и отдыха водителей. Директор по развитию компании «ЛАТ-Телематика» Александр Чирвонов убежден, что тахограф дешевле 26 тыс. рублей либо ворованный, либо плохого качества. Устанавливать эти устройства вправе только сертифицированные ФБУ «Росавтотранс» мастерские. Также водитель и эксплуатант должны иметь специальную карту, а каждые 3 года менять блок защиты информации (СКЗИ). Периодически надо считывать и в течение года хранить данные с тахографа и карты водителя.
Эти требования предъявляются даже к грузовикам и автобусам, находящимся в собственности граждан. Такие меры объясняются сложившейся практикой регистрации коммерческого автотранспорта на физических лиц: по данным налогового ведомства, за ними числится почти 63% грузовых автомобилей Петербурга и каждый четвертый автобус. Хотя, по словам Александра Чирвонова, в настоящее время физические лица самостоятельно карту тахографа получить не могут — требуется обязательное обращение работодателя.
Пассажирская защита
Уже с 1 марта вводится лицензирование любой эксплуатации автобусов (транспортных средств категории D, вмещающих свыше восьми пассажиров). В настоящее время от необходимости получать такое разрешение освобождены использующие их для собственных нужд или выполняющие заказные перевозки.
Начальник отдела разрешительной и лицензионной деятельности Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Артем Веселов подчеркнул, что для уже осуществляющих эту деятельность законом предоставлен переходный период — лицензию надо получить до 29 июня. Для этого потребуется заплатить госпошлину в размере 7,5 тыс. рублей и доказать соблюдение установленных требований: наличие аттестованного специалиста по безопасности, собственной медицинской службы или договора на проведение предрейсовых осмотров, оснащение автобусов тахографами, наличие парковки и так далее.
Благодарим за поддержку мероприятия: Автохолдинг «Вагнер» в лице «Фольксваген Центра Лахта — Коммерческие автомобили» и ЛК «Европлан — Мы делаем автомобили доступными».