Судьба петербургских дилеров General Motors после ухода концерна из России сложилась по–разному. Выжили не все.
За 4 года после заявления концерна General Motors об уходе из России судьбу производственной площадки в Шушарах обсуждали множество раз.
Правительство Санкт–Петербурга искало для завода новых покупателей, и, вероятно, в этом году вопрос наконец решится. Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку по приобретению завода "дочкой" белорусской "Юнисон", и сейчас, по неофициальным данным, компания ищет финансового партнера.
Для петербургских дилеров GM уход концерна на фоне спада рынка стал судьбоносным. Но, как выяснил "ДП", не для всех смертельным — большинство из них сумели выстроить бизнес заново.
Ушли по–английски
General Motors не был единственным автопроизводителем, покинувшим российский рынок, но уход американского концерна стал для отрасли самым громким. К 2015 году компания оперировала собственной производственной площадкой и намеревалась довести ее уровень локализации до 60%. Дилерская сеть GM состояла более чем из 150 предприятий, включая монобрендовые салоны марки Chevrolet, которая входила в топ–10 самых популярных автомобильных брендов в стране.
В марте 2015 года в компании заявили, что продажи массовых моделей в России будут прекращены, а производство на автозаводе в Шушарах — законсервировано.
Генеральный директор Opel Group (она тогда еще была в составе General Motors) Карл–Томас Нойманн назвал ситуацию "не оправдывающей серьезных инвестиций в повышение уровня локализации".
По итогам 2014 года продажи GM в России упали на 26,4%, до 189,5 тыс. единиц. Наибольший спад был зафиксирован у Chevrolet, объемы снизились на 29,5%.
Одной из причин неудач концерна на российском рынке эксперты называли не столько внешние факторы, сколько отсутствие обновления модельного ряда на протяжении нескольких лет.
Кроме того, глобальный бизнес GM претерпевал реорганизацию. Тем не менее в России решение концерна уйти с рынка связали в том числе с политикой и конфронтацией России с Западом.
Для участников рынка, работавших с американским концерном, заявление о сворачивании деятельности стало неожиданностью. Как вспоминают некоторые дилеры, об уходе GM они узнали буквально из прессы.
"Условия расставания с дилерами были, я бы сказал, на нижней границе бизнес–этики и действующего законодательства. Для многих компаний и людей в нашем сообществе уход GM стал точкой невозврата", — рассказывает гендиректор ЗАО "Терра–Авто" ("Прагматика") Владислав Рыдаев.
Наложился и кризис: по итогам 2015 года было закрыто почти 300 дилерских центров разных брендов по всей стране.
Яйца по корзинам
В Петербурге на момент ухода концерна работали девять дилерских центров, где продавались автомобили General Motors: по два у компаний "Лаура", "Атлант–М Балтика" и РРТ, по одному у "Прагматики" и московского "Автомира" и один в рамках автомобильной деревни "Автополе".
Как рассказывают сами дилеры, уход компании нанес по ним серьезный финансовый удар. При этом существовал лишь один механизм компенсации потерь российских ретейлеров.
"Незадолго до ухода из России GM проводил процедуру ребрендинга дилеров. Те, кто провел ребрендинг, смогли получить часть денег, затраченных на эти цели. Возмещение было неполным, но значительным. Кто ребрендинг не делал, не получил ничего", — вспоминает один из бывших дилеров GM в Петербурге.
При этом общие вложения дилеров в партнерство с General Motors исчислялись миллиардами рублей. Единственное, на что могли надеяться компании, — на сохранение сервисных контрактов. Тем более что концерн преподносил свой уход с рынка как временный.
К сегодняшнему моменту, как рассказывают участники рынка, из всех российских дилеров GM через суд получить компенсацию удалось только одной компании.
Запасный выход
Громкий уход GM привел к тому, что "Атлант–М Балтика" прекратила массовые продажи и оставила за собой сервисное обслуживание автомобилей GM и небольшие объемы продаж Chevrolet.
"Автомир" закрыл центр General Motors в Петербурге и занимается сервисом моделей концерна в Москве, а "Лаура" впоследствии и вовсе покинула автобизнес.
Одним из возможных выходов из тяжелого положения стало приобретение франшиз других марок. Однако сейчас пойти по такому пути, уверены участники рынка, было бы куда сложнее, так как дилерская сеть укомплектована и начать работу с другим брендом уже вряд ли получилось бы.
Но тогда дилерам удалось найти альтернативу — РРТ и "Прагматика" в бывших центрах GM открыли дилерство Lada.
Для Объединенной автомобильной корпорации — РРТ получение франшизы Lada стало хорошей возможностью решения финансовых проблем. Заняв более 30% продаж марки в городе, компания продала свои дилерские центры казахстанской "Азии Авто" и сконцентрировалась на работе с иномарками — Nissan, Datsun, Subaru, Kia.
"Мы не ориентируемся на количество брендов в портфеле, штуки или долю рынка. Приоритетом для нас является конечная прибыль. Это единственно рабочая бизнес–модель, позволяющая развиваться", — говорит директор по маркетингу "ОАК РРТ" Сергей Новосельский.
Таким образом, наиболее безопасно могли чувствовать себя те компании, которые изначально работали с несколькими брендами, в том числе "Автополе".
Сегодня это единственный из тех шести ранее работавших с GM петербургских дилеров, кто практически в полной мере сохранил за собой продажи автомобилей General Motors ,— "Автополе" реализует так называемые североамериканские модели концерна.
"Сейчас действительно сменились приоритеты и основной фокус направлен на премиальных клиентов, продажи и обслуживание автомобилей — Cadillac и Chevrolet. При этом мы продолжаем обслуживать наработанную базу Opel и Chevrolet DAT", — рассказал управляющий партнер автомобильного направления ГК "Автополе" Сергей Вайнер.
По его словам, работа с несколькими брендами помогла минимизировать потери от ухода GM.
К такой модели бизнеса в последние годы приходит все больше дилеров, и центры превращаются в автомобильные "коммунальные квартиры", где под одной крышей уживается много брендов.
И, хотя некоторые производители выступают резко против подобной диверсификации, эксперты и дилеры уверены, что только так удастся выжить в условиях роста издержек и снижения маржи.
“
Если чему и научила российских дилеров история с уходом General Motors, так это тому, что стоит меньше доверять автопроизводителю, какое бы место он ни занимал в рейтинге продаж и какие бы суммы ни вложил в локализацию производства. Сегодня дилеры разучились чему–либо удивляться. Появилось понимание, что партнерство с тем или иным брендом — хорошо, но неплохо бы заранее подготовить и несколько запасных вариантов.
Евгений Еськов
автоэксперт, главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю"
“
Сегодня возможны варианты закрытия отдельных заводов или уход с рынка какого–либо нелокализованного бренда, например кого–то из китайцев. Кроме того, сейчас непонятна ситуация с Ravon (прежде Daewoo).
Что касается GM, то возвращение Chevrolet с массовыми моделями представить тяжело, но исключать этого, конечно, нельзя. А вот Opel возвращается. Марка сейчас политически не ангажирована и входит уже в другой концерн — PSA. К тому же в России есть площадка для производства со свободной мощностью, которой как раз управляет Peugeot– Citroen.
Михаил Чаплыгин
генеральный директор агентства «Auto–Dealer–СПб»