Умный город в погоне за нищебродами. Стоит ли использовать дорогую систему для поиска мелких должников

 

Вчера, 27 февраля, по столице пронеслась благая весть: начат розыск должников через систему распознавания лиц, подключенную к городским камерам наблюдения. Главный судебный пристав Москвы доложил, что в систему уже загружены полторы тысячи фотографий лиц с сомнительной кредитной историей. И хотя работа по автоматическому поиску должников началась только в 2018 году, она уже дала неплохой результат. Правда, сколько недобросовестных заемщиков удалось обнаружить, а главное, кому и какую сумму они должны, осталось тайной.
Но позитивная тенденция налицо. Например, в Пермском крае нашли злостного неплательщика, задержали его вместе с сотрудниками ГИБДД, а машину арестовали для изъятия в счет долга. Пустячок, а приятно.
Вот и в городскую систему видеонаблюдения Петербурга начали внедрять технологии умного города. Скоро и у нас появится возможность распознавания лиц и объектов. Пока же плетемся в хвосте московских нововведений. Планировалось, что до конца 2018 года интеллектуальных камер станет 150, а в 2019 году, обещают чиновники, их число вырастет в несколько раз. Сколько на самом деле работает камер наблюдения и поиска — неясно, наш главный судебный пристав с публичным отчетом пока не выступал.
Вот заработают системы распознавания Москвы и Петербурга в полную мощность, тогда заживем. И банкротам не поздоровится, и заимодатели вздохнут, и судебные приставы получат надбавку за хорошую отчетность. Но так ли необходимо отстраивать недешевую поисковую систему на бродящих по городским улицам заемщиков–нищебродов?
Есть должники, которых и искать не надо, их знает и гордится вся страна. Топ–15 граждан, не вернувших кредиторам почти 300 млрд рублей, есть в рейтинге Forbes. И они точно не бедствуют. Вот бы запустить механизм, возвращающий долги такого масштаба. На такую инновацию и денег не жалко.
Но, похоже, не за горами время, когда умные камеры видеонаблюдения будут не только распознавать, что у проходящих в карманах или за пазухой, но и начнут расшифровывать тайные помыслы. Вот тогда начнутся веселые деньки, Джорджу Оруэллу такое и в страшном сне бы не привиделось.
Борис Мазо, редактор