Остановить коня на скаку, войти в горящую избу — пожалуй, лучше компетенций для руководителя не придумаешь. Хотя если говорить серьезно, спор о том, кто управляет лучше — мужчина или женщина, даже не стоило затевать. Гораздо важнее, наоборот, когда пол перестанет быть важным.
Хотя Россия — преемница СССР, одного из самых прогрессивных государств в вопросах гендерного равенства, топ–менеджеров среди петербургских женщин не так уж много. Из 330 компаний Петербурга и Ленобласти, чья выручка превысила 5 млрд рублей, лишь в 40 ключевыми руководителями числятся представительницы прекрасной половины. В среднем выручка компаний под женским управлением выросла на 26,2%, тогда как выручка компаний, управляемых мужчинами, поднялась на 29,1%. Честны ли эти цифры, утверждать не беремся. Качество статистики в последнее время оставляет желать лучшего — вполне возможно, если бы руководителем Росстата была женщина, цифры были бы другими. С вниманием к деталям.
Самым эффективным в Петербурге руководителем по размеру прибыли может считаться Елена Бурмистрова, с 2014 года занимающая должность генерального директора ключевой "дочки" "Газпрома" — ООО "Газпром экспорт". Согласно данным СПАРК, в 2017 году компания смогла заработать 105 млрд рублей, а в 2018 году установила рекорд по поставкам в дальнее зарубежье — свыше 200 млрд м3 газа. Почетное второе место — у руководителя группы "Илим" Ксении Сосниной. Хотя 2017 год не был слишком удачным для лесного бизнеса, а прибыль сократилась в 1,5 раза, под женским управлением компании все равно удалось заработать почти 19 млрд рублей.
Кроме того, примерно по 5 млрд рублей заработали для своего бизнеса генеральный директор Национальной спутниковой компании ("Триколор–ТВ") Елена Полозова, а также директор завода "Якобс" в Ленобласти Татьяна Ефремова. Чуть больше миллиарда рублей составила прибыль ООО "ВМ–Транс" под управлением Натальи Потаповой. Прибыль остальных компаний исчисляется уже не миллиардами, а десятками и сотнями миллионов. И лишь три из 40 фирм закончили год с убытком. Что характерно, у мужчин показатель убыточности оказался в 2 раза выше.
Так кто лучше?
Субъективные оценки эффективности руководителей свидетельствуют, что в споре полов победила бы женщина. Хотя рекрутеры и к таким обобщениям относятся настороженно — отраслей много, направлений работы тоже, и в разных сферах разные результаты. Тем не менее вот конкретные цифры.
В 2011 году компания Zenger Folkman, специализирующаяся на обучении лидерству, провела собственное исследование, задав этот вопрос 7 тыс. руководителей. Судя по результатам, лучше справляются все–таки женщины, причем чем выше должность, тем очевиднее разрыв. Так, женщины — руководители низшего звена оценивались примерно одинаково (по 52,5 балла), чуть заметнее в пользу женщин была разница у руководителей среднего звена (52,7 балла против 49,8 у мужчин). Самая же заметная разница была у топ–менеджеров (67,7 балла у женщин и только 57,7 у мужчин).
Больше всего женщины превзошли мужчин в таких компетенциях, как проявление инициативы и ориентация на результат, хотя именно они традиционно считаются сильными сторонами мужчин. Судя по данным исследования, мужчины значительно превзошли женщин только в одной управленческой компетенции — в способности развивать стратегическое видение.
Мастера адаптации
Опрошенные "ДП" руководительницы стараются не мыслить шаблонами. Даже если какая–то разница между полами есть, важнее всего компетенции людей.
"Безусловно, женщина обладает специфическими качествами. Это быстрая адаптация, быстрое реагирование на изменение ситуации. Ну и, конечно же, как сейчас модно называть, soft skills – это формирование команды, мотивация, многозадачность. Но честно сказать, я в своей карьере не сталкивалась ни с мужским, ни с женским шовинизмом. Поэтому я считаю, что существуют задачи, с которыми могут справляться конкретные люди, а мужчины они или женщины, это не важно", — говорит глава Plaza Lotus Group Марина Павлюкевич.
С тезисом, что женщинам проще жить в стремительно меняющемся мире, согласна и директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Елена Омельченко. "В лихие 1990-е они были первыми челноками, которые наполнили базары и рынки продукцией, они на своих плечах фактически вывели экономику из этого кризиса. Мужчина в силу патриархального воспитания склонен вести себя менее гибко. Исследования показывают, что в те периоды кризис маскулинности был реальным", — говорит эксперт.
"Женская роль — сохранять очаг и оберегать родных. Это заложено в нас природой, — добавляет Наталья Осетрова, руководитель проекта города–курорта Gatchina Gardens. — Старшими поколениями женщин передаются навыки управления бюджетом семьи, еженедельного и ежемесячного распределения средств, эффективного обращения с финансами и даже отчетности перед супругом. И все же я искренне считаю, что мужчины умнее женщин. Зато женщины разумнее. Они обладают интуицией, гибкостью и не любят рисковать. Женщины менее склонны тратить деньги на удовольствия, чем мужчины".
Переоценка ценностей
Однако мир меняется, а вместе с ним меняются и воспитание, и нравы. Мужчины учатся гибкости, женщины становятся строже.
"Самое серьезное изменение (последних лет) — это разрушение стереотипов: больше примеров успешной карьеры женщин в бизнесе, больше желающих попробовать себя в этой сфере, больше добившихся успеха", — считает Ольга Захарченко, руководитель Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование".
Более того, меняются и стандарты, навязываемые обществу самой экономикой. Уже сейчас государства повышают пенсионный возраст, чтобы решить проблему долголетия в условиях низкой рождаемости.
Совсем скоро предстоит новый вызов — повальная автоматизация, которая приведет к высвобождению рабочей силы. Мир, где матерям нужно рожать детей, чтобы у царя было больше солдат, уже давно закончился, но сейчас даже больше менеджеров среднего звена развитым странам не требуется.
Одновременно сдвигается и возраст деторождения. По данным Росстата, средний возраст россиянки, рожающей первого ребенка, в 2018 году составил 26 лет. Это на 5,5 года больше, чем было в 1990–е. Однако и это не предел. Уже сейчас женщины без существенного риска для здоровья могут отложить вопрос о детях на четвертый десяток.
Если медицина продолжит развиваться теми же темпами, скоро и пятый, и шестой десяток не станут проблемой, особенно для состоятельных руководительниц бизнеса.
Главное, не воспринимать это как конкуренцию. Скорее уж это кооперация. Ведь где управляют лучшие — выигрывают все.