Петербургский ретейлер Stopexpress, в 2017 году взявший в управление 40 АЗС "Газпромнефть", может получить еще 140 объектов
Как стало известно "ДП", "Газпром нефть" ведет переговоры о передаче 140 собственных АЗС, расположенных в Петербурге и Москве, петербургскому ретейлеру Stopexpress. "Планы не окончательные, постоянно происходят корректировки", — рассказал "ДП" источник, близкий к нефтяной компании.
Другой источник "ДП" также знает о планах "Газпром нефти" передать в управление Stopexpress более 100 АЗС. По его словам, во II квартале ретейлеру отойдут 25 заправок в Москве. Также ретейлеру планируется передать 45 АЗС "Астра", которые "Газпром нефть" берет в аренду. Впрочем, переговоры об аренде затягиваются, что может привести к смещению планов по расширению Stopexpress.
В "Газпром нефти" подтвердили информацию о расширении партнерства, однако назвали другое число передаваемых в управление заправок. "На сегодняшний день в управлении Stopexpress находятся 40 АЗС сети: 20 в Петербурге и 20 в Москве и области. Нам удалось достичь всех экономических показателей, которые мы закладывали при планировании проекта. Например, стоимость пролива снижена на 5%, валовый доход вырос на 9%. Cредний чек в январе–феврале 2019 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — рассказал "ДП" руководитель сети АЗС "Газпромнефть" в России и странах СНГ Олег Кузьменков.
Вопрос, ведутся ли переговоры о передаче ретейлеру 140 АЗС, Олег Кузьменков оставил без комментариев. Топ–менеджер сообщил через пресс–службу, что "в настоящее время мы ожидаем разрешение ФАС на консолидацию активов сети "Астра". Мы намерены взять в управление 49 станций, из них 19 объектов будем готовы передать Stopexpress в рамках расширения пилотного проекта".
Бизнес–модель партнерства осталась прежней — "Газпромнефть–Центр" поставляет на АЗС нефтепродукты и оплачивает Stopexpress агентское вознаграждение за организацию процесса по их реализации. Ретейлер, в свою очередь, выплачивает "Газпромнефть–Центру" процент от выручки с продажи сопутствующих товаров.
Уникальное партнерство
ООО "Стопэкспресс" (ТМ Stopexpress) создано в 2012 году выходцем из сети "Лента" Владимиром Сенькиным.
В начале старта проекта с "Газпромнефтью" ему принадлежало 85% ООО, еще 10% было у гендиректора компании Константина Лебедева (также выходец из "Ленты"), 3% — у Олега Григорьева, по 1% — у Сергея Белова и Игоря Шокота. Сейчас, по данным СПАРК, доля Владимира Сенькина снизилась до 21,5%, зато выросла у генерального директора Константина Лебедева — до 75,5%, Олегу Григорьеву сейчас принадлежит 1,5%, Игорю Шокоту — 1%, и Сергею Белову — 0,5%.
Выручка ООО "Стопэкспресс" в 2017 году (за 2018 год еще не опубликована) составила 267,7 млн рублей против 211 млн годом ранее. Чистая прибыль выросла с 1,8 млн рублей до 7,8 млн рублей.
В "Стопэкспрессе" на запрос "ДП" не ответили.
Партнерство "Стопэкспресса" и "Газпромнефти" уникально тем, что это первый в истории России состоявшийся союз, когда ретейлер берет полностью в управление АЗС, чтобы продавать и топливо, и сопутствующие товары.
В разное время переговоры о получении в управление АЗС вели лидеры продуктового розничного рынка — Х5 Retail Group, управляющая сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", а также "Магнит", однако эти переговоры ничем не закончились. По данным "ДП", Х5 хотела несколько лет назад взять в управление 500 АЗС у "Роснефти", пилотный формат даже тестировался на одной из АЗС в Московской области, но дальше этого дело не пошло.
Небольшой петербургской розничной компании удалось то, что не смогли реализовать лидеры рынка. Вполне вероятно, что такое партнерство состоялось благодаря старым связям: владелец Stopexpress Владимир Сенькин и топ–менеджер "Газпромнефти" (работает в этой структуре с 2010 года) Алексей Бобров когда–то работали вместе в продуктовой сети "Лента".
Как ранее писал "ДП", первые три заправки Владимир Сенькин взял в управление летом 2016 года. Этому предшествовали трехлетние переговоры.
К 2017 году эксперимент был признан успешным, и "Газпромнефть" подписала договор на открытие 40 АЗС.
По словам гендиректора "РусХОЛТС/Retail&HoReCa"Александра Кузьмина, в России практически нет аналогичных партнерств по нескольким причинам. Главная — в рознице мало кто готов принять на себя управление заправками. Речь идет не просто об аренде 100–200 м2 торговых площадей, а об управлении объектом повышенной опасности, занимающимся помимо торговли еще приемом, хранением и реализацией нефтепродуктов.
"Нефтяные компании, вступая в партнерские проекты с ретейлерами, рассчитывают на снижение расходов по обеспечению фонда оплаты труда сотрудников АЗС, а также ряда эксплуатационных расходов, которые перекладываются на бюджеты ретейлера, — говорит Александр Кузьмин. — Но часто получается, что для выполнения всех требований, принятых на себя ретейлером, последний тратит больше, чем тратила нефтяная компания, передавшая АЗС в управление".
Технические ограничения
С ужесточением конкуренции в ретейле розница пробует разные форматы торговли, в том числе небольшие — площадью от 60 м2. В частности, Петербургская топливная компания (ПТК) рассматривает возможность партнерства с сетями фастфуда, вплоть до того, чтобы отдать им точки в управление.
"Но есть разные технические сложности. Например, надо понять, кто отвечает за продажу нефтепродуктов. Содержать и продавца, и оператора топлива невыгодно, зарплата съест весь экономический эффект. Или кто несет ответственность перед клиентом. Операторы АЗС не совсем понимают, как продавать продукцию общепита. И таких вопросов много", — говорит заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов.
"Сабвей Россия" имеет уже 35 точек общепита на АЗС "ЛУКОЙЛа", "Татнефти", "Башнефти" и более мелких операторов в России. И сейчас ведет активные переговоры с АЗС об открытии кафе, потому что видит увеличение спроса со стороны потребителей.
"Рынок общепита в России сейчас непростой, и все игроки ищут возможности для оптимизации и повышения эффективности бизнеса. Не все наши проекты реализуются из–за каких–то технических ограничений и площадей: не у всех АЗС достаточно места для открытия полноценного кафе", — рассказал Олег Протопопов, руководитель департамента франчайзинга "Сабвей Россия".
По словам Александра Кузьменкова, увеличение числа партнерств будет зависеть от позиции нефтяных компаний, которые формируют условия передачи своих АЗС в руки сторонних партнеров. Если арендная ставка и размеры других платежей за использование имиджа нефтяной компании будут позволять арендаторам зарабатывать больше, чем на открытии магазинов в традиционных локациях, то число таких проектов между АЗС и ретейлерами будет расти, особенно в крупных городах.