Рынок структурных облигаций растет, но готов еще ускориться, если к нему подключатся неквалифицированные инвесторы
Объем структурных облигаций, выпущенных российскими банками и компаниями и находящихся в обращении, оценивается в сумму более 110 млрд рублей. По подсчетам информационного агентства Cbonds, две трети этой суммы, 72 млрд рублей, составляет объем рублевых бондов, а остаток — валютные бумаги.
Лидером по количеству выпусков (65) и по их объему является группа БКС. Но на пятки ей наступает Сбербанк со своими 52 выпусками. При этом БКС специализируется на размещении структурных бондов за рубежом, а Сбербанк и остальные эмитенты — в России. Общий объем структурных бондов, выпущенных в России, превышает 65 млрд рублей. Год назад он составлял менее 38 млрд рублей.
Бесконечное разнообразие
Отличие структурных облигаций от обычных заключается в том, что доход по ним зависит от изменения цен определенных активов. Базовыми активами для структурных бондов служат различные сырьевые товары, акции, индексы, процентные ставки и валюты. Если учесть, что у каждого выпуска облигаций может быть привязка к корзине активов, причем рост и падение котировок этих активов могут отражаться на доходности облигаций с различными коэффициентами, то легко понять, что разнообразие этих бумаг ограничивается только фантазией их создателей.
К плюсам структурных бондов относят возможность получать по ним повышенный доход, если цена базовых активов движется в нужную сторону. А к минусам — непредсказуемость будущего дохода. Если же структурная облигация предполагает неполную защиту капитала, то вместо дохода по ней можно получить и убыток.
Путаница в терминах
Строго говоря, облигации, которые выпускаются сейчас в России, структурными называться не должны. Согласно поправкам в закон "О рынке ценных бумаг", вступившим в силу 16 октября 2018 года, структурными следует называть только облигации без полной защиты капитала. А если капитал защищен на 100%, то такие облигации участники рынка теперь зовут инвестиционными. Но в РФ до вступления в силу закона могли обращаться только такие бумаги, и они назывались структурными, потому что относятся к таковым по международной классификации.
"В настоящее время в обращении нет структурных облигаций (как этот термин определен сейчас законом) — ни у Сбербанка, ни у каких–либо иных участников рынка, — разъясняет Павел Васильев, руководитель подразделения инвестиционных и секьюритизированных продуктов Сбербанка. — В обращении находятся биржевые облигации Сбербанка (не являющиеся структурными), в которых доход определяется с использованием рыночных индикаторов. По всем этим инструментам обеспечивается безусловная защита капитала (выплата номинала при погашении)".
Структурные облигации иногда путают с инфраструктурными, хотя они имеют совершенно другие свойства. Инфраструктурная облигация отличается от обычной лишь тем, что имеет ограничение по расходованию вырученных от ее продажи денег: она выпускается для привлечения финансирования строительства инфраструктурного объекта (автомобильной дороги, порта, железной дороги, аэровокзала и т. д.). В России подобные бумаги выпускались, например, для финансирования строительства скоростной автодороги Москва — Петербург и Западного скоростного диаметра в Петербурге.
Гораздо больше общего у структурных бондов со структурными продуктами, которые существуют на российском рынке много лет. Их суть такая же: инвесторам предлагается вложить деньги под гарантию полной или частичной защиты капитала и обещание выплатить доход, размер которого привязан к изменению цен базовых активов. На рынке инвестиционного страхования жизни, где в последние годы наблюдается настоящий ажиотаж, полисы представляют собой, по сути, структурные продукты. Сотни тысяч российских граждан уже купили таких полисов на сотни миллиардов рублей.
Поход в народ
На рынке структурных, точнее, инвестиционных бондов количество покупателей лишь недавно перевалило за 10 тыс. Как рассказал Павел Васильев, инвестиционные облигации Сбербанка продаются в основном управляющей компании "Сбербанк управление активами", а также наиболее состоятельным клиентам банка. Всего покупателей таких бумаг, принявших участие в первичных размещениях, более 13 тыс. Средняя сумма заявки на покупку от физического лица — около 800 тыс. рублей, но бывают и более крупные заявки, величиной до 150 млн рублей. При этом 5% покупателей обеспечили более половины заявок, а 10% покупателей — около 75% всех заявок. Среди покупателей инвестиционных облигаций есть и владельцы индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), хотя их не так много, как хотелось бы, отметил Павел Васильев.
Настоящие структурные облигации разрешено регистрировать с 16 октября 2018 года, но пока их на рынке нет, потому что их можно продавать только квалифицированным инвесторам (требования к последним можно увидеть на рисунке). Однако Банк России планирует разрешить продажу таких бумаг любым инвесторам. Но только после того, как определит критерии, которым должны соответствовать такие бумаги "для народа".
Над этими критериями регулятор сейчас работает совместно с профессиональным сообществом.
"По нашему мнению, при определенных условиях (таковые, конечно же, представляют собой пониженный уровень риска и более легкую для понимания инвестором структуру инструмента) структурные облигации могут предлагаться и неквалифицированным инвесторам (НКИ), — отмечает Павел Васильев. — Именно для выработки таких условий бизнес–сообщество работает совместно с Банком России, тщательно взвешивая требования, которые будут предъявляться к таким инструментам, для обеспечения формирования положительной истории продукта. Мы ожидаем появления такой возможности до конца текущего года и приветствуем ее. Точные критерии сейчас назвать затруднительно, но ожидается, что они будут направлены на: установление предельного размера возможных потерь по структурным облигациям для НКИ — в зависимости от срока их обращения; прозрачность ценообразования по базовому активу, который использован в определении порядка выплат по структурной облигации; уведомление инвестора о рисках, принимаемых им при приобретении такой структурной облигации, и т. д.".
“
Предложение структурных облигаций для населения — это вопрос увеличения разнообразия финансовых инструментов на отечественном рынке. Структурная облигация может принести больший доход без существенного увеличения рисков, однако нужен взвешенный подход к тому, какие именно инструменты и как можно предлагать неквалифицированным инвесторам. В том числе к каким активам они привязаны. В Банке России создана рабочая группа, которая занимается подготовкой соответствующего регулирования. НАУФОР направляла свои предложения к критериям структурных облигаций для населения, теперь началось обсуждение проекта нормативного акта.
Алексей Тимофеев
президент НАУФОР
“
Структурные облигации являются удобным инструментом для страховых и пенсионных фондов, высокий спрос с их стороны является основной причиной активного роста рынка данных инструментов. Они потенциально могут быть интересны частным инвесторам, поскольку позволяют заработать в среднем выше, чем на обычных облигациях, и при этом регулировать уровень возможных просадок. Многое, на наш взгляд, будет зависеть от изменения условий квалификации. На текущий момент происходит разработка новых требований квалификации физлиц, уже год собираются различные рабочие группы и комитеты по структурированию этого понятия, планируется введение нескольких категорий квалификации клиентов. После введения новой шкалы из тех, кто на текущий момент не является квалифицированным, появится новый потенциал частично квалифицированных инвесторов, в рамках определенного объема имеющих возможность приобретать структурные облигации.
Светлана Кордо
инвестиционный стратег "БКС Премьер"