Самое экстравагантное назначение врио — кикбоксер Бату Хасиков в Калмыкии. Будет теперь там держать удар
07:3525 марта 201907:35
677просмотров
07:3525 марта 2019
В России по уже сложившейся традиции отставки губернаторов проходят в две волны — осенью, после выборов, и весной, незадолго до выборов следующих.
Осенью мы писали про "осенний губернаторопад". Сейчас пришла пора "весенних подснежников". Отставок главы Республики Алтай Александра Бердникова, губернаторов Челябинской области Бориса Дубровского и Мурманской области Марины Ковтун мы ожидали еще осенью 2018 года. Впрочем, Ковтун отправляли в отставку на протяжении последних нескольких лет, а она так же с завидным постоянством удерживалась на своем месте. Осенью все в том же шорт–листе потенциальных отставников фигурировал и Юрий Берг, губернатор Оренбургской области. Кроме того, "ушел по усталости" и глава Калмыкии Алексей Орлов. В ближайшие 2–3 недели нас может ожидать отставка главы Волгоградской области Андрея Бочарова.
Четыре из пяти ушедших на основании "заявления по собственному" губернаторов — политические долгожители. Марина Ковтун руководила регионом с 2012 года, Юрий Берг командовал своим с 2010–го, Алексей Орлов был "у руля" Калмыкии 8 лет, а Александр Бердников управлял Алтаем более 13 лет. Из этой линейки "выпадает" Борис Дубровский, руководивший регионом всего пятилетку. Его преемник, Алексей Текслер, 46 лет от роду, — типичный представитель губернаторского new wave, эффективный менеджер без прикладного политического опыта. Бердникова также сменил "молодой технократ" без особого политического бэкграунда Олег Хорохордин. Как и Текслер, он имеет очень условную привязку к региону, который возглавил. Денису Паслеру, сменившему Юрия Берга, 41 год, и он тоже менеджер. На место Марины Ковтун пришел еще один замминистра, 39–летний Андрей Чибис. Самым неожиданным выглядит назначение врио главы Калмыкии — им стал 38–летний кикбоксер Бату Хасиков. Из общего с новыми "соплеменниками" у него, пожалуй, только пол и возраст. В виде бонуса — условный политический опыт в Совете федерации в качестве представителя Калмыкии и чемпионский титул — что, вероятно, говорит о характере.
Отставки и последующие назначения по–прежнему демонстрируют три генеральные линии: на уход из управления регионами политических долгожителей, а значит, на хоть и не озвучиваемое, но зафиксированное де–факто ограничение двумя сроками; на обновление политической региональной элиты "молодыми технократами" с упором на молодость и управленческие качества в противовес обязательному политическому опыту; и на "дерегионализацию" в части непременной географической и исторической привязки к субъекту.
Сохраняется и традиция публичной демонстрации верности режиму со стороны "отставников".
Разница осенних и весенних уходов лишь в том, что текущие отставки — превентивные. Кремль извлек уроки из сентябрьских вторых туров и рисковать более не готов. И даже несколько экстравагантное назначение врио кикбоксера вполне отвечает трендам: как популизм, так и "народность" сейчас в моде как никогда, но только в единичных случаях. Особая яркость и выраженные политические капиталы среди региональных управленцев не нужны Кремлю. Системность, молодость и способность управлять имеют куда большее значение. По сути, это реализованный в кадрах запрос на профессиональный менеджмент, превалирующий над функцией политика.
Так что губернаторам–долгожителям стоит внимательно присмотреться к ситуации в своих регионах: как социально–экономической, так и электоральной. Возможность переизбраться будет лишь у тех, чей рейтинг позволит им это сделать без серьезного напряжения сил и ресурсов (как регионального, так и федерального). Остальным стоит писать заявления с открытой датой. Скамейка "молодых волков" это позволяет.