Весной в Петербурге пройдут очередные фестивали крафтового пива — и опять не без скандала. На этот раз организаторы проводят их в разное время, зато в процесс спора оказались вовлечены участники. Сами же пивовары недоумевают и боятся, что мероприятие, которое собирает тысячи гостей, и вовсе могут закрыть. Между тем затраты на организацию такого фестиваля оцениваются в 5–6 млн рублей.
Несколько пивоваров рассказали "ДП", что получили якобы от организаторов фестиваля St. Petersburg Craft Weekend письма, в которых их предостерегли от участия в конкурирующем фестивале, проводимом агентством "Светлая музыка". Согласно тексту сообщений, на фестивале "под спорным брендом Craft Event" может быть нарушено законодательство, в частности могут не соблюдаться правила торговли и ЕГАИС, отсутствовать кассовые аппараты. Отмечается, что авторы не отговаривают от участия в мероприятии, но предупреждают, что в случае каких–либо нарушений ответственность полностью ляжет на участников, а организаторы останутся в стороне. "Содержание сводилось к тому, что у Craft Weekend конфликт с организаторами Craft Event, что они с ними судятся и будут жаловаться в контролирующие органы и везде куда только можно", — говорит один из участников. В еще одном письме был приложен бланк заявления. "Файл прислали без пояснений и просьб, так сказать, имейте в виду — мы будем жаловаться", — добавляет он.
Между тем организатор Craft Event Илья Бортнюк утверждает, что подобные письма от Craft Weekend рассылали участникам и в прошлом году. "В общем, такой традиционно черный пиар", — считает он. Напомним, в 2018 году в городе прошли сразу три пивных фестиваля (помимо указанных был еще Old Skull Fest) и все в один день. Сложившаяся ситуация стала результатом конфликта организаторов, не сумевших договориться о правах на фестиваль.
Один на всех
Идея создать большой фестиваль крафтового пива в Петербурге появилась 3 года назад, воплощением ее в жизнь занялись команда сети ресторанов KwakInn Club, продюсер Stereoleto Илья Бортнюк и идеолог движения любителей крафтового пива Craft Brew Riots Юрий Катунин. Однако, как сообщалось ранее, еще на стадии обсуждения концепции партнеры отказались от сотрудничества с Катуниным. Последний рассказывал: его действительно позвали в команду, но затем "предательски" сообщили, что не нуждаются в услугах.
Для организации фестиваля в 2015 году было создано ООО "СПб крафт фестиваль", по 50% в котором принадлежало Бортнюку и Владимиру Постниченко, а гендиректором стал Роман Навроцкий. Двое последних представляли KwakInn Club.
Стороны провели два фестиваля, а в 2017 году решили расстаться, не сумев договориться о развитии мероприятия и выдвигая каждый свою версию причин разногласий. В результате Илья Бортнюк организовал Craft Event, его бывший партнер Роман Навроцкий — Craft Weekend, оставив за собой название, а Юрий Катунин традиционно провел Old Skull Fest.
Судебные споры
В этом году ситуация несколько изменилась: Old Skull Fest намечен на другие даты, а Craft Weekend проводиться не будет. Роман Навроцкий рассказал, что фестиваля не будет из–за действий Бортнюка. По его словам, ранее бывший компаньон взял "их бренд" и "пытался обманом зарегистрировать на свое имя". "Бортнюк подал заявку на регистрацию товарного знака Craft Weekend. Мы тоже подавали, но нам отказали, поскольку слово "крафт" невозможно запатентовать — это общее понятие, — разъясняет Навроцкий. — После этого мы подали иск миллионный, нам пока отказали". Фестиваль же решил взять паузу на год, чтобы разобраться с судебными спорами. "Не мы начали войну с Бортнюком, мы играли по правилам", — считает Навроцкий.
Вероятно, речь идет об иске ИП Постниченко Владимир Валентинович к ООО "Светлая музыка" о выплате 1 млн рублей компенсации. Согласно материалам дела, истец заявил, что является обладателем исключительного права на логотип c надписью St. Petersburg Craft Weekend, а ответчик без его согласия использовал его "как в оригинальном, так и в переработанном виде в коммерческих целях". Однако петербургский арбитраж в иске отказал, посчитав, что действия Постниченко подпадают под признаки злоупотребления правом. Апелляционный суд оставил это решение в силе.
А что участники
Комментируя информацию о разосланном письме, Навроцкий отмечает: "Мы рекомендуем всем участникам продавать пивную продукцию согласно законодательству РФ". В свою очередь, Бортнюк считает, что рассылка "в первую очередь портит им (организаторам Craft Weekend. — Ред.) репутацию, но они, видимо, этого не понимают. Ни один пивовар не отказался, наоборот, все сочувствуют".
Между тем опрошенные "ДП" участники Craft Event недоумевают, почему их вовлекают в спор. "Не понимаю, почему из–за конфликта между организаторами мероприятие может оказаться под угрозой. Или еще хуже: все придут, все расставят, деньги со всех соберут, а потом что–то пойдет не так", — говорит один из них. "В прошлом году посетителей хватило на всех, во всяком случае, было такое ощущение, и скорее надо не жаловаться, а делать еще фестиваль, а организаторам между собой договариваться", — рассуждает другой пивовар.
Только цифры
Добавим, что, по словам участников, Craft Event и Craft Weekend — крупнейшие в Петербурге мероприятия, посвященные крафту и слабому алкоголю. Первый собрал в прошлом году около 4,5 тыс. посетителей и более 50 пивоваров, второй — 6 тыс. гостей и 70 участников.
В этом году организаторы Craft Event ожидают 5,5–6 тыс. гостей при цене входного билета 400 рублей. Выручка только с этого направления может составить 2,2–2,4 млн рублей. Однако есть и другие статьи дохода. Так, пивовары, которых в этом году зарегистрировалось уже более 90, платят взнос — 15 тыс. рублей, дополнительно можно заказать техническую и рекламную поддержку.
По словам Бортнюка, организация фестиваля обойдется примерно в 5 млн рублей. "Поскольку мы его проводим только второй год, прибыль ожидаем в районе нуля, может, чуть больше — в зависимости от ситуации. Через какое–то время рассчитываем выйти на нормальные показатели", — указывает продюсер. Ранее сообщалось, что проведение Craft Weekend в 2018 году оценивается в 6 млн рублей.
Пивовары против всех
Сейчас небольшие крафтовые пивоварни распространяют свой продукт в основном через бары: на полки магазинов со скромными объемами производства и высокой ценой им попасть сложно. "Фестивали — отличная возможность повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов", — считает основатель компании — производителя сидра Gravity Project Валерий Шишхалов. По его словам, только прошлогоднее мероприятие позволило договориться о продажах с несколькими барами.
"Крафтовые пивоварни — это небольшие производства с такими же возможностями", — указывает президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель. Согласно его оценкам, рынок крафтового пива в России составляет менее 1%. Эксперт отмечает, что сейчас расти этому сегменту мешает экономическая ситуация: крафтовое пиво — продукт с высокой себестоимостью и соответствующим ценником. Среди других проблем он называет отсутствие поддержки государства и давление на пивоваренную отрасль со стороны регулятора.
Тем временем соперничество небольшим компаниям составляют крупные игроки. Так, "Балтика" не первый год развивает категорию "крафт и специалитеты". Рост объемов продаж брендов компании, относящихся к этому сегменту, составил 22% в 2018 году. Доля крафтов и специалитетов занимает около 6% на рынке, оценивают в компании, но речь идет о сортах, отличных от классического лагера. В свою очередь, мировые продажи крафтовых и специальных сортов пива Heineken выросли более чем на 10%. "Развитие крафта в России соответствует глобальному тренду, хотя говорить о значительных цифрах этого сегмента в стране пока рано", — отмечает директор по корпоративным вопросам компании в РФ Кирилл Болматов.
“
Рынок крафта в России абсолютно не развит, несмотря на то что есть спрос. Большинство крафтовых пивоварен еще начинают учиться работать легально. При этом многие бары и магазины открыты некими энтузиастами, и, пока энтузиазм есть, они существуют. Профессиональных же игроков на рынке практически нет: их примерно 5% от всего рынка. Важно, чтобы в ближайшее время и остальные озадачились легализацией, иначе рынок ждет волна поглощений — пивгиганты просто скупят тех, кто не хочет или не умеет работать системно. Пока же в РФ есть один крафтовый фестиваль, который действительно так можно назвать, — Big Craft Day, поскольку собрать условно крафтовые пивоварни — не значит сделать фестиваль. Но в Петербурге, возможно, тоже появится настоящий крафтовый фестиваль: пивоварня AF Brew собирается делать мероприятие этим летом.
Александр Романенко
основатель и владелец пивоварни "Бакунин"
“
Крупнейший фестиваль в России сейчас Big Craft Day, который проходит в Москве. Он больше всего похож на зарубежные фестивали. Но я бы не сказал, что другие крафтовые проекты не имеют ничего общего с "настоящими" фестивалями, просто они менее масштабны, с меньшим количеством пивоварен, возможно, не так грамотно организованы. Фестивали нужно проводить, но не по принципу "чем больше, тем лучше". В любом случае такие мероприятия помогают развивать и популяризировать крафтовую культуру в России.
Денис Ковалёв
директор пивоварни Victory Art Brew
В контексте
Как романтично все начиналось! Первые российские крафтовые пивовары, варившие пиво на собственной кухне в кастрюле из–под холодца, рецепты, которые придумывали чуть ли не на бегу, первые горькие эли, первые "кисляки", первые имперские стауты.
В этом было что–то андеграундное, протестное, почти анархическое. "Натянуть бороду" ТНК, захватившим рынок, заполонившим полки магазинов единообразным евролагером под разными этикетками, заявить, что не пьешь сваренное для масс–сектора, — в этом было своеобразное робингудство. Конкуренция? Что вы! Рынок велик, потребителей много, спрос опережает предложение, пивовар пивовару — друг, товарищ и брат.
Разумеется, долго так продолжаться не могло. В природе человеческой — склонность к конфликту. Не просто стремление сварить лучше, продать больше, сделать ярче. Важней растоптать соседа. И пошло–поехало, поссорились условный Иван Иванович с условным Иваном Никифоровичем. Портер сварил? Дрянь его портер, пробуй мой. Фестиваль устроил? Устрою свой в то же время. Два в один день — мало? Три будет! Причем организатор каждого убедительно расскажет не о том, почему у него лучше, а о том, как ничтожен и мерзок коллега! Вчерашний "домашник" открыл свою пивоварню? Вмажь по его репутации. Не умеешь устраивать фестивали и дегустации? Полей грязью умеющего и чувствуй себя на коне. И, что характерно, главное побуждающее начало — не деньги и влияние, а… ревность. Детское стремление порушить куличики соседа, потому что чего он тут в нашей песочнице?!
А рынок постепенно расставляет все по местам. Крафтовое пивоварение, уверенно "откусившее" самую сладкую верхушку рынка, забрав у великанов отрасли премиум–сегмент, постепенно превратилось из милого хобби в настоящий бизнес. И речь уже о реальных объемах производства, солидных прибылях, больших мощностях. Кто–то растет, кто–то тонет. Василеостровская пивоварня, начинавшая как крафтовая, стремительно превращается в 3–го по объему продукции игрока на Северо–Западе. Малые становятся средними, как, скажем, Telmann, стартовавшая 2 года назад с максимальным объемом производства 16 т и развернувшаяся до мощностей в 3,5 раза больших. А некогда мощный Munhell проседает и по качеству продукции, и по продажам, причем значительно. Игра идет по–настоящему. Пиво с запахом кирзовых сапог, запредельной горечью, невероятно кислое и так далее остается достоянием немногочисленных биргиков, товаром ни разу не прибыльным. И неспособность вести дела всерьез гонит вчерашних законодателей мод и самоназначенных королей пивоваренной тусовки обратно на кухню, к кастрюлям и тазикам. Благо детской ревности и тусовочным дрязгам место именно там.
Сергей Кормилицын