Чем выше класс строящегося дома, тем активнее дорожают квартиры на верхних этажах. Обеспеченные покупатели готовы платить за лучший вид и лишние метры над землей.
Традиционная фраза для объявлений 10–15–летней давности о покупке квартиры: "Первый и последний этажи не предлагать" — сегодня неактуальна.
"В те годы отсутствовало понятие закрытой и охраняемой территории, поэтому квартиры на первых этажах люди не покупали из–за опасений быть ограбленными. Последний же не нравился из–за высоких рисков протекания крыши и слабого напора воды, особенно в утреннее и вечернее время. Современные дома и технологии строительства полностью развенчали эти мифы", — уверен Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
Главная причина повышенного спроса на квартиры на верхних этажах: видовые характеристики, отсутствие соседей сверху, хорошая инсоляция, меньший уровень шума по сравнению со средними и нижними этажами. "Если говорить о масс–маркете, то стоимость таких квартир дороже на 3–10 тыс. рублей за 1 м2. Жилплощадь на первых этажах стоит дешевле примерно на 5–7 тыс. рублей за 1 м2. Здесь покупатели в основном пожилые люди", — говорит Владимир Гаврильчук, генеральный директор АН "Адвекс". С ним согласен Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест". "Жить повыше обычно предпочитают молодые семьи или активные люди до 40 лет. Соседи сверху в их понимании всегда несут риски в виде лишнего шума или коммунальных аварий", — аргументирует он. "Квартира с видом может стоить в среднем на 10–15% дороже, чем аналогичная по планировке, но расположенная на нижних этажах. Если квартира на верхнем этаже не имеет видовых характеристик (такое бывает), то цена ее может быть выше, но незначительно", — согласна Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation.
Элитная высота
Наиболее ярко выражена разница между этажами в премиальном сегменте недвижимости — как правило, локация и видовые характеристики являются основными ценообразующими факторами таких проектов. "Цена квартиры на высоком этаже может быть в несколько раз выше в зависимости от качества вида. В случае, если это панорама воды, лесного массива, залива, открытое пространство или совокупность всех вышеперечисленных факторов, видовые квартиры на верхних этажах могут стоить на 150–170% дороже невидовых вариантов. Разница в цене может выражаться не только в стоимости квадратного метра, но и в качестве планировочных решений", — говорит Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
Традиционно в привилегированных локациях внутри жилого комплекса девелоперы стараются разместить более крупные квартиры, с дополнительными преимуществами. В ряде случаев добавляются террасы, иногда собственный лифт, меньшее количество квартир на этаже — все это синергетически увеличивает стоимость не только за счет вида, но и за счет других характеристик квартиры. "Квартиры на верхних этажах с видовыми характеристиками в премиальном сегменте преимущественно покупаются для постоянного проживания, в ряде случаев — в качестве представительской квартиры, но в последнее время все чаще для всесезонного, семейного проживания", — говорит Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development.
В то время как невидовые квартиры чаще рассматриваются как инвестиционные квартиры, квартиры на будущее для детей, для родителей, запрос на такую недвижимость менее привередлив.
Свидетели среднего
Впрочем, не все эксперты придерживаются мнения об особенной привлекательности верхних этажей. "Стабильно высоким спросом пользуется жилье именно на средних этажах — с пятого по 15–й. Покупатели чаще всего отталкиваются от цены, предпочитая наиболее оптимальное для них сочетание стоимости квадратного метра, метража квартиры, планировки", — говорит Ирина Соловьева, директор по продажам "Эталон ЛенСпецСМУ". По ее словам, стоимость квартир на верхних этажах также возрастает из–за террас и веранд, которые пока чаще проектируются в объектах бизнес–класса. "Это квадратные метры, за которые среднестатистический покупатель не готов доплачивать", — согласен Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена". "Выбор этажа зависит от индивидуальных предпочтений клиентов. В нашем проекте спрос на лоты на разных этажах распределяется равномерно. Одни чувствуют себя комфортно внизу, другие любят высоту", — полагает Денис Казберов, руководитель проектов компании "Мегалит — Охта Групп".
В сегменте масс–маркет выбор квартиры прежде всего зависит от цены, транспортной доступности и наличия инфраструктуры в районе. "Хороший вид из окна, как правило, приятное дополнение к основным характеристикам жилья. Преимущество многоэтажных проектов — большое количество предложений с разнообразными планировками. При этом проще и выгоднее всего выбирать этаж на ранних стадиях готовности дома, когда в наличии есть все возможные варианты, а цена ниже", — констатирует Юлия Ружицкая, директор по продажам "Главстрой Санкт–Петербург".