На фоне сложной экономической ситуации и спада покупательной способности населения российские аутлет– и дисконт–центры приобретают все большую популярность. Согласно данным Knight Frank, средняя посещаемость аутлетов в стране за последний год выросла на 15%. Вместе с тем этому рынку есть куда развиваться: обеспеченность форматом составляет только 1,1 м2 на 1 тыс. человек, тогда как в Европе этот показатель выше в несколько раз.
В Петербурге же пока работает только один центр в таком формате — "Outlet Village Пулково" (управляет американский инвестфонд Hines). В прошлом году введена вторая очередь комплекса площадью 6,7 тыс. м2, пул арендаторов пополнился 27 новыми брендами. В результате количество посетителей по итогам года выросло на 42% — до 1,5 млн человек, а продажи — на 41% в годовом выражении. Реализация второго этапа проекта оценивается в 22 млн евро, сообщалось ранее.
Всего в России сейчас работает шесть аутлетов: основная их часть расположена в Московском регионе, один находится в Екатеринбурге. Однако, по прогнозам CBRE, в 2019 году это число практически удвоится. В частности, в Петербурге Fashion House Group (FHG) запланировала ввод в эксплуатацию объекта на Таллинском шоссе. Компания рассчитывает разместить на площади около 20 тыс. м2 более 100 магазинов. В FHG пока не раскрывают инвестиции в проект, отмечая, что после его запуска и с учетом расширения московского аутлет–центра общий объем инвестиций в Россию достигнет 200 млн евро. "Потенциал рынка огромен: как минимум двукратный рост. Ключ к успеху — местоположение, демография, локации и опыт оператора", — считает управляющий директор Fashion House Group Брендон О'Рейли.
Руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg Игорь Кокорев считает, что при правильном подходе оба проекта могут вполне сосуществовать на рынке. "Хотя, конечно, "безопаснее" было бы открыться на севере или на востоке города, но, возможно, эти ниши в перспективе будут закрыты новыми проектами или реконцепциями существующих объектов, как это, например, произошло в ТЦ "Капитолий", — рассуждает аналитик.
В свою очередь, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев считает, что потенциала Петербурга и прилегающих районов Ленобласти с точки зрения количества жителей достаточно на два–три аутлета, но текущая ситуация несколько отличается от долгосрочных перспектив. "Экономически целесообразно присутствовать в аутлет–центре, реализующем остатки коллекций, тем ретейлерам, у которых уже открыто минимум шесть магазинов. В Петербурге fashion–операторов, соответствующих этому показателю, порядка 120, а свыше 12 точек магазинов лишь у 40 ретейлеров", — говорит Фадеев. Поэтому конкуренция в сегменте аутлетов, вероятно, будет высокой.
Между тем в CBRE отмечают, что помимо сниженных цен на товары (скидки на разные категории в аутлетах варьируются от 23 до 40%) популярности формата способствует рост туристического трафика. Так, "Outlet Village Пулково" по итогам 2018 года посетили более 100 тыс. иностранцев, турпоток в торговом комплексе вырос на 15%. Однако распродажа в сознании обывателя ассоциируется не только с аутлетами. Сегодня в городе работает больше десятка стоков и дисконт–центров. "В теории аутлеты должны распродавать коллекции от производителей, в то время как дисконт–центры — остатки товаров из торговых сетей. На практике разница между объектами с точки зрения состава операторов и принципа наполнения ассортимента больше в названии", — объясняет Кокорев. В свою очередь, Фадеев добавляет, что в России эта разница между форматами в большей степени заключается в ценнике: в дисконт–центрах представлены товары среднего сегмента, а в аутлетах — премиального.
"Дисконт–центры сейчас на подъеме", — уверен коммерческий директор УК "Адамант" Александр Москвитин. Под управлением компании находятся петербургские ДЦ "Радиус" и "Варшавский экспресс". "С ростом посещаемости на 20% уровень вакансий в этих центрах резко устремился к нулевой отметке. И если в "Варшавском экспрессе" еще остались свободные площади, то у "Радиуса" уже появился лист ожидания", — подчеркивает Москвитин.
В свою очередь, управляющий партнер холдинга "АйБи Групп" (управляет ДЦ "Румба") Юрий Борисов отмечает стабильный рост посещаемости и доходов центра до 2016 года. При этом в 2017 и 2018 годах посещаемость ДЦ незначительно снизилась, но обороты арендаторов продолжали расти.
"Заполняемость ДЦ уже более 10 лет составляет постоянные 100%, а лист ожидания существует даже сейчас", — добавляет Борисов.
Между тем в CBRE выделяют сразу несколько преимуществ аутлетов для ретейлеров. Основное — высокий уровень конверсии (около 90% — примерно в 2 раза выше, чем в классических торговых центрах) при более низких ставках аренды в сравнении с арендой в ТЦ. Кроме того, важным преимуществом как для девелопера, так и для ретейлера является большая зона охвата, отмечают эксперты. По данным аналитиков, обеспеченность аутлетами в России по итогам 2019 года увеличится до 1,6 м2 на 1 тыс. человек. При этом в Москве и Петербурге показатель составит 11,7 и 7,9 м2 соответственно. Для сравнения: обеспеченность аутлетами в странах Европы составляет от 3,7 тыс. м2 на 1 тыс. жителей в Германии до 15,8 тыс. м2 — в Португалии.