По данным Госавтоинспекции МВД России, в 2018 году 81,9% дорожно–транспортных происшествий произошло по вине водителей, что выше показателей 2017 года на 11,1%. Около 20% происшествий происходит из–за нарушений ПДД водителями в состоянии опьянения, а число тех, кто управляет транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения или под действием иных психоактивных веществ, за последние годы возросло в 3–4 раза. Как показывает опыт, проведение предрейсовых медицинских осмотров профессиональных водителей позволяет снизить число ДТП на 60%, в связи с этим, по словам Дмитрия Иевлева, генерального директора компании "Авто–ПЭК", любой водитель, работающий на транспортном средстве, должен проходить такой осмотр, а если речь идет о перевозке опасных грузов и пассажирских перевозках, то обязателен еще и послерейсовый медосмотр.
Сергей Лаба, специалист по безопасности дорожного движения департамента управления автотранспортом DPD в России, рассказал, что в ходе таких осмотров проверяется общее самочувствие водителя, а также отсутствие признаков алкогольной интоксикации.
"Медицинский работник производит внешний осмотр кожного покрова, зрачков на предмет реакции, спрашивает сотрудника о состоянии здоровья, измеряет пульс и артериальное давление, проверяет с помощью алкотестера наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, — поясняет Сергей Лаба. — Если противопоказаний к управлению автотранспортом не выявлено, водитель будет допущен к работе".
"Если у водителя есть гипертонические проблемы, в его медицинской карточке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе", — добавляет Дмитрий Седеньков, директор по развитию Медицинского центра "ХХI век".
Долго и дорого
По словам Эмиля Акперова, главного врача клиники "Петербургский нарколог", качественный осмотр предполагает примерно 25–30 минут, поскольку тест на алкоголь в выдыхаемом воздухе делают дважды с интервалом 20 минут. "При отрицательном тесте, но наличии иных признаков опьянения — шаткая походка, несвязность речи — человека отстраняют от работы и направляют на освидетельствование на предмет наличия психоактивных веществ. При этом он подписывает согласие на ознакомление третьих лиц, то есть его руководителей, с результатами исследования. А работодатель уже принимает меры", — рассказывает Эмиль Акперов.
Как рассказал Дмитрий Иевлев, осмотры проводятся непосредственно на самом автопредприятии медицинским работником, который должен быть сотрудником лицензированной медицинской организации.
Можно оформить в штат компании и врача, если у предприятия есть необходимая лицензия. Однако, по словам Сергея Лабы, получение такой лицензии является непростым процессом. "Необходимо множество уставных и правоустанавливающих документов на помещение, регистрация в ЕГРЮЛ, санитарно–эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, документы об образовании медицинского персонала, а также дорогостоящее медицинское оборудование и договоры на его техническое обслуживание", — объясняет Сергей Лаба. По его словам, с точки зрения финансовых затрат оформлять врача в штат транспортной компании имеет смысл только в том случае, когда количество транспортных средств составляет более 100 единиц.
Технологии будущего
По словам Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic, значительно снизить затраты на такой вид контроля за водителями, как предрейсовые осмотры, может медицинская проверка водителей с использованием телемедицинских комплексов. Помимо экономии финансовых ресурсов цифровые технологии позволят осуществлять более оперативный и объективный контроль состояния здоровья водителей. "Сомнений в качестве таких осмотров у нас нет, поскольку комплекс сначала идентифицирует водителя по фото, видео или отпечатку пальца, затем замеряет все основные показатели и отправляет их на удаленное рабочее место врача. Дальше врач дает свое заключение, которое можно распечатать в виде наклейки уже на месте", — объясняет Дмитрий Иевлев. "Сейчас как раз мы тестируем такой комплекс, — говорит Дмитрий Седеньков. — Технически такие осмотры действительно неплохи, поэтому полагаю, что будущее как раз за подобными системами. Но рост таких услуг сдерживается текущими нормативно–правовыми актами". Эксперты рассказали, что в настоящий момент проведение дистанционного медицинского осмотра водителей с помощью телемедицинских комплексов в полном объеме действующим законодательством не допускается. Предложенный же депутатами Госдумы закон об использовании телемедицинских технологий при проведении медицинских осмотров водителей пока прошел только первое чтение.