Активно развивающийся рынок доставки продуктов и готовой еды продолжает набирать обороты
Доставка еды в России начала активно формироваться как рынок в 1990–2000 году. В этот период основными игроками были сетевые пиццерии и рестораны японской кухни, а главным каналом заказов был телефон. В Европе и Америке такие сервисы стали активно работать в 1960–х. Сейчас заказать можно что угодно, где угодно и как угодно: к этому российский рынок доставки еды шел почти 20 лет.
Еда по подписке
Долгое время пицца и суши были практически единственной едой, которую можно было заказать домой. С появлением онлайн–агрегаторов доставки ассортимент начинает расширяться, меняется и способ заказа еды: с 2015 года Интернет начнет лидировать, количество заказов через этот канал начинает ощутимо расти.
"В 2009 году на российском рынке наблюдается активный рост количества агрегаторов — компаний, которые собирают предложения с ресторанов онлайн, но не осуществляют доставку самостоятельно. Так, в 2009–м на рынок вышел Delivery Club, который с 2015 года начал оказывать и услуги доставки, в 2014–м — ZakaZaka. Одним из первых был агрегатор Obed.ru (на рынке с 2004 года), но он в основном специализировался на корпоративных завтраках и обедах в офисы", — вспоминает Родион Ерошек, соучредитель облачной системы для кафе, реcторанов и магазинов Poster.
В это же время начинается развитие сервисов доставки питания по подписке: либо уже готового и разложенного по порциям, либо продуктовых корзин с пошаговыми рецептами для самостоятельного приготовления.
"Постепенно на рынке появляются "Партия еды", Just for You, Grindin, Easy Meal, "Дома вкуснее", "Шефмаркет", Elementaree, Just Food, Grow Food", — перечисляет Родион Ерошек. Они появляются постепенно и стараются отстроиться от конкурентов по целевой аудитории: обеды и ужины для большой семьи, высокобелковая пища для качков, сложносочиненные блюда для требовательных хозяек, вегетарианское меню и так далее. Сначала такие сервисы воспринимают с непониманием и легким интересом, постепенно интерес перерастает в устойчивый спрос.
Бум спроса на доставку еды по подписке приходится на 2017 год. В феврале 2018 года Михаил Перегудов, основатель "Партии еды", оценивал объем рынка доставки корзин с рецептами и продуктами в Москве и Петербурге в 2–3 млрд рублей, уточняя, что каждый год он вырастает вдвое. Тогда же основатель "ВкусНаДом" Кирилл Пастушин прогнозировал, что через 5 лет рынок может вырасти до 13,5 млрд рублей в год.
Согласно Target Global, объем рынка foodtech в РФ — так называют проекты, развивающиеся в нише доставки еды разной степени готовности, — составляет около $1,4 млрд. По оценке Rocket Internet, объем мирового рынка foodtech–сервисов, в частности заказа еды онлайн, достигает $324 млрд.
Магазин едет сам
Новый виток развития — появление сервисов, совмещающих агрегацию и доставку, например Foodfox, UberEats.
Один из самых быстро развивающихся сегодня сегментов — доставка продуктов из магазинов.
"К "Утконосу", "Инстамарту", iGoods сравнительно долгое время существующим на рынке, с 2017 года присоединяются продуктовые сети, которые активно запускают собственные онлайн–магазины", — говорит Родион Ерошек. Попробовав раз доставку из супермаркета, клиенты входят во вкус: не надо тратить время на дорогу, стоять в очереди и таскать тяжелые сумки. Свои службы доставки есть у "О’кея" и "Перекрестка". Российский рынок online grocery оценивается примерно в $400 млн. По прогнозам Forrester, к 2021 году он достигнет $3,1 млрд.
"Рынок доставки продуктов питания показывает просто крейсерские скорости, за прошлый год спрос на доставку продуктов в России вырос на 50%. При этом емкость этого рынка в 10 раз больше общепита, — говорит Сергей Полиссар, управляющий директор "Яндекс.Еды". — Он начал развиваться только год–два назад, и здесь есть потенциал даже для большего развития, чем во всех остальных. Кто первым сможет выстроить и внедрить правильную бизнес–модель, тот и победит".
В 2017 году проходит череда сделок по слиянию сервисов доставки, в этих сделках активно участвует "Яндекс".
"Получив мощности и ресурсы ведущих российских компаний, агрегаторы переквалифицировались в полноценные сервисы доставки, которые не только принимают заказы через сайты и приложения, но и доставляют еду из ресторана с помощью своих курьерских служб", — говорит Сергей Полиссар.
В 2018 году запустилось приложение Skipz (ранее "Едем–Едим") — московский сервис, позволяющий водителям заказывать и получать блюда из ресторанов прямо в пути, не выходя из машины. На прошлой неделе появился рынок "Яндекс. Шеф" — новый сервис доставки продуктов и рецептов для их приготовления на базе "Партии еды". Эксперты прогнозируют появление в этой нише такого крупного игрока, как "Яндекс", большие изменения на рынке, где до этого не было компании с такими большими логистическими и финансовыми мощностями.
Менталитет отстает
Рынок доставки еды в России во многом повторяет то, что происходит в Америке и Европе, но отстает на несколько лет, считает Родион Ерошек.
"Причина отставания — низкий уровень e–commerce, невысокий уровень доходов и другой менталитет. Еда вне дома все еще не стала привычным делом, восприятие еды из ресторана как чего–то дорогого и "не на каждый день" еще распространено", — убежден он. Данные сервиса Statista подтверждают его слова: всего 16,5% российских пользователей заказывают онлайн–доставку еды, тогда как в США охват 28,5%, а в Гонконге — 47,7%. По словам Сергея Полиссара, отставание составляет 2–3 года.
По всем каналам
"Мгновенная доставка, регистрация в онлайн–сервисах в один клик, минимальные усилия для заказа, элементы игры — то, что сейчас больше всего ждут от доставки", — уверен Родион Ерошек.
Чтобы соответствовать этим запросам, сервисы доставки будут использовать все возможные каналы для заказа. На российском рынке будут активно развиваться сервисы, интегрированные с интернетом вещей. "Уже сейчас на Западе в Domino’s Pizza можно просто ретвитнуть эмодзи пиццы или использовать чат–бот для заказа, GrubHub и Just Eat предлагают воспользоваться голосовым помощником Alexa, OrderUp позволяет делать заказы с Apple Watch, TVtakeaways напрямую интегрирован с операционной системой Samsung Smart TV, Pizza Hut в партнерстве с Accenture и Visa позволяют заказывать и оплачивать заказ из машины, все функции интегрированы в меню автомобиля. Появление всех этих возможностей в России — всего лишь вопрос времени", — считает Родион Ерошек.
Сергей Жаров прогнозирует, что в ближайшие 2 года на новый этап развития выйдут узкоспециализированные проекты–мономагазины. Люди будут заказывать доставку у профессионалов, которые разбираются в рыбе и морепродуктах, сырах и не пытаются продавать смежные продукты.
Уже сейчас работают компании, которые специализируются на доставке фруктов, в том числе экзотических (Edoque, Thaifruits, "Фруктоед").
Эксперты пророчат появление все большего числа ресторанов без зала для посетителей (за рубежом для них есть термин dark kitchens), которые будут ориентированы только на доставку. В перспективе 10 лет нас ждет бум роботизации и цифровизации всего бизнеса доставки еды. Сейчас в мире активно развиваются сети вендинговых аппаратов самой разной направленности — и с готовой едой, и с ингредиентами.
"Также никто не исключает возможности роботизированной доставки дронами или беспилотниками. Плюс, возможно, россияне еще не до конца распробовали систему заказов на вынос, когда забегаешь в ресторан или магазин просто забрать уже собранный заказ: у этой сферы тоже есть потенциал, — говорит Сергей Полиссар. — Я думаю, что все эти направления будут развиваться, трансформироваться, будут появляться новые, но суть в том, что доставка еды для людей в ближайшие 5–10 лет станет такой же обыденностью, как цветной телевизор".