Ресурсоснабжающие организации (РСО) города массово обращаются в суд для взыскания долгов с Минобороны, которые стали расти рекордными темпами.
Наличие долга у подведомственного министерству обороны ФГБУ "Центральное жилищно–коммунальное управление" (ЦЖКУ) подтвердили в ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга", ГУП "Топливно–энергетический комплекс Санкт–Петербурга" и Петербургской сбытовой компании (ПСК). Общая задолженность казарменно–жилищного фонда перед ними за коммуналку превышает 700 млн рублей.
В частности, ПСК только за 2019 год подала к ЦЖКУ порядка 20 судебных исков на 98,1 млн рублей (включая неустойку). При этом, по данным на 1 апреля, всего ЦЖКУ не оплатило более 447 млн рублей.
"ПСК неоднократно направляла в адрес ЦЖКУ обращения о погашении задолженности и проводила встречи с его представителями по вопросу оплаты долга. В 2017–2018 годах компания также вела судебную работу с потребителем, за это время было предъявлено 219 исков на 1,5 млрд рублей. Большая часть задолженности была погашена", — поясняют в пресс–службе ПСК.
В петербургском "Водоканале" корреспонденту "ДП" рассказали, что они пытаются взыскать с ЦЖКУ 175,2 млн рублей. Задолженность перед ГУП "ТЭК" составляет 96,9 млн рублей.
Ранее в энергокомпании отмечали, что военные аргументируют просрочку длительным согласованием платежей в столичном Главном управлении.
В самом ЦЖКУ "Деловому Петербургу" также подтвердили наличие проблемы. "Задолженность по оплате образовалась в связи с низкой собираемостью денежных средств с граждан за оказанные жилищно–коммунальные услуги по жилищному фонду. В целях погашения задолженности за фактически потребленные ресурсы проводятся мероприятия по повышению своевременности и полноты собираемости денег с населения", — заявляет начальник ФГБУ "ЦЖКУ" Александр Жданов.
При этом он отмечает, что ресурсоснабжающие организации "вправе перейти на прямые расчеты с населением и самостоятельно собирать денежные средства за потребленные ресурсы".
Любопытно, что, по словам Александра Жданова, оплата должна была быть произведена "в полном объеме в срок до 30 марта 2019 года после прохождения казначейского контроля". Однако, по актуальным данным петербургских РСО, долги по–прежнему сохраняются.
Некоторые из РСО действительно получили часть денег (например, ГУП "ТЭК" получило 74,3 млн рублей). А в ПСК отмечают, что ЦЖКУ не оплатило их услуги за февраль, в связи с чем долг только вырос.
Энергетики рассказывают, что ЦЖКУ отчасти создавалось для погашения долгов своих коммунальных предшественников, например АО "Главное управление ЖКХ". В ГУП "ТЭК", например, говорят, что прежние структуры Минобороны им недоплатили свыше 1 млрд рублей. Однако теперь, по словам представителей отрасли, ЦЖКУ фактически отказывается выплачивать эти суммы, попросту не признавая этот долг своим.
Вопрос задолженности ЦЖКУ поднимался в Смольном еще несколько лет назад. Тогда вице–губернатор Игорь Албин пообещал написать письмо на имя министра обороны Сергея Шойгу с просьбой разобраться в ситуации. Судьба этого письма (впрочем, как и факт его написания) неизвестна. В переписке с "ДП" Игорь Албин не прокомментировал ситуацию, сославшись на то, что он "с декабря не в теме".
Аналитики признают, что проблемы с таким трудным плательщиком, как Минобороны, носят федеральный характер и связаны со спецификой оплаты услуг (деньги перечисляются не ежемесячно, а крупными траншами). По их словам, военные исправно платят за ресурсы, но порой деньги приходится ждать очень долго из–за возможной смены приоритетов ведомства.
"О таких статьях расходов военные обычно не рассказывают, но оплата ресурсов точно всегда заложена в их бюджет. Другой вопрос — что эти средства могут срочно понадобиться, например, на строительство военного корабля на петербургских верфях. В таком случае платежи вновь откладываются", — рассказывает глава аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
С юридической точки зрения РСО не имеют права отключать здания Минобороны от снабжения, поскольку они считаются стратегически важными объектами. Такие попытки предпринимались в ряде других регионов, но довести дело до конца никто из компаний не решался. "В особо конфликтных ситуациях все кончается тем, что Минобороны высылает взвод солдат на охрану объекта", — с иронией вспоминает представитель ЛМС.