Оборот книжной отрасли (бумажных книг) России в 2018 году вырос на 3,4% — до 74,95 млрд рублей.
Под оборотом специалисты понимают результаты продаж книжных и интернет–магазинов, киосков и непрофильной розницы; реализацию через бюджетный сектор (библиотеки, школа, вуз) и неструктурированные продажи (заказные/подписные издания, клубы). Показатели составили 58,787 млрд, 15,319 млрд и 842 млн рублей соответственно.
При этом рост самого рынка зафиксирован на уровне статистической погрешности (1,95%), а в некоторых регионах, в том числе на Северо–Западе, рыночная динамика оставалась около нуля. Такие данные приводит отраслевой журнал "Книжная индустрия". Среди причин эксперты называют снижение трафика в книжных магазинах и рост цен на книги при снижении доходов россиян.
По данным Роспечати, тиражи книжной продукции продолжают снижаться: с 760,4 млн экземпляров в 2008 году до 432,3 млн в 2018–м. Но, несмотря на это, рынок все еще переполнен: отрасль может продать лишь 60% напечатанных книг и брошюр, сетуют эксперты.
Разная динамика
В СЗФО рыночный оборот по книгам в прошлом году составил почти 7,32 млрд рублей. Это 99,59% к 2017 году. Участники же рынка отчитываются о неоднозначных результатах. Так, в ИД "Питер" отмечают рост продаж в денежном выражении и одновременно — продолжающийся спад реализации печатных экземпляров. "Но это, на наш взгляд, закономерно и обусловлено повышенным интересом к электронным вариантам книг", — указывает исполнительный директор издательства Анна Титова. По ее словам, продажи в легальных магазинах электронных книг только растут.
По словам президента издательской группы "Эксмо–АСТ" Олега Новикова, среднегодовой темп роста выручки группы в 2016–2018 годах составил 12%. В прошлом году холдинг выпустил около 27 тыс. наименований книг общим тиражом 146,8 млн экземпляров. В целом же рост книжного рынка в РФ Новиков оценивает в 7% в денежном выражении, выделяя сегмент электронных и аудиокниг. За год он вырос с 3,7 млрд до 5,3 млрд рублей (+43%), доля сегмента превысила 5% от емкости всего коммерческого книжного рынка.
"В целом по рынку в предыдущие годы было падение, и, возможно, оно приостановилось в 2018–м — начале 2019 года. Но динамика неравномерна в разных каналах продаж. Интернет–продажи выросли, традиционная розница у одних игроков осталась на прежнем уровне, у других упала", — замечает в свою очередь гендиректор петербургской сети "АзъБука" Михаил Баклаженко. Доля продаж книг в его магазинах неуклонно сокращается: за последние годы — с 90–80% до 50–30% от общего товарооборота.
Гендиректор сети "Наутилус" Алексей Ким отмечает, что продажи книг в его магазинах выросли примерно на 5% в деньгах. При этом на книги в общем объеме продаж приходится только 40%, остальное — сопутствующие товары. "Петербургский рынок развит хорошо, но избыточно консолидирован. "Буквоед" занимает слишком большую долю", — считает Ким.
По словам совладельца книжного магазина "Подписные издания" Михаила Иванова, продажи в рознице выросли примерно на 30% в 2018 году, а онлайн — на 80%. Однако он отмечает, что это скорее не общая тенденция, а успех магазина, связанный с перезапуском интернет–площадки. В целом же, по мнению Иванова, цены на книги продолжат расти. "Конечно, влияет НДС, повысились цены на бумагу. И основная проблема остается нерешенной — несетевые книжные редко могут потянуть высокую арендную ставку, что при низкой маржинальности делает бизнес нерентабельным", — отмечает Иванов. В 2018 году средняя цена проданной книги в СЗФО составила 297,87 рубля.
Непечатное издание
Среди драйверов роста книжного рынка эксперты называют интернет–канал (рост оборота — около 11%). Выводы подтверждают и участники. Так, прирост продаж в интернет–магазине Book24 ежегодно превышает 50%.
О похожем тренде говорят и некнижные онлайн–ретейлеры. "Продажи книг на Wildberries растут значительно выше динамики рынка. В целом за 2018 год оборот в сегменте книжной продукции составил около 1 млрд рублей, а число проданных книг превысило 2,2 млн штук", — делится руководитель направления "Книгопечатная продукция" интернет–магазина Алексей Кузменко. Он отмечает, что драйвером роста стала детская литература, на которую пришлось 65% продаж. Продажи книг на Ozon в РФ выросли на 40% в 2018 году, а в Петербурге — на 22%. Опережающие темпы демонстрирует Ленобласть — плюс 66% год к году.
С миру по книге
Помимо интернет–канала конкуренцию "классическим" книжным давно составляют киоски, почтовые отделения, торговые сети и т. п. По данным "Книжной индустрии", на январь 2019 года в Петербурге насчитывалось 1,15 тыс. объектов распространения книг, из которых лишь 191 — книжные магазины. Для сравнения: в Ленобласти таких объектов 1,55 тыс. и 55 соответственно.
Однако некнижные ретейлеры также не могут похвастаться значительными результатами. Например, в "Ашане" по итогам прошлого года продажи книг остались на том же уровне, что и годом ранее, сильных изменений в сегменте нет. В свою очередь, "Лента" сделала ставку на книги для детей, оптимизировав книжный ассортимент. Но, несмотря на двукратный рост продаж в штуках по итогам года, в общем обороте сети доля книг незначительна и не достигает даже 1%.
“
В целом, по нашим оценкам, вся книжная розница Петербурга в совокупности показала рост на 10% по отношению к 2017 году. Ключевые игроки остались те же — Дом книги и "Буквоед", сопоставимых по объему выручки конкурентов у них нет. Кроме того, московская сеть "Республика" начала экспансию в регионы, хотят привести туда "цивилизованную" розницу. На мой взгляд, город готов к открытию какого–то количества книжных магазинов, не связанных с сетью "Новый книжный — Читай–город — Буквоед". То есть перспективы есть, вопрос — отважится ли кто–то на это.
Михаил Иванов
совладелец книжного магазина "Подписные издания"
“
Для книжного рынка Петербурга основным событием 2018 года были, конечно, изменения у основного игрока — сети "Буквоед". Имеется в виду уход основателя компании Дениса Котова и окончательное объединение "Буквоеда" с московской федеральной сетью "Новый книжный". Для нас, небольших книжных магазинов, в этом есть небольшой плюс: возможно, чуть приостановятся в Петербурге и Ленинградской области открытия не всегда оправданных огромных книжных магазинов. Мы и так по общей площади на душу населения превышаем среднероссийские и даже московские показатели в несколько раз. Хотя уже множество независимых магазинов не выдержали монополизации рынка одним игроком и закрылись.
Михаил Баклаженко
генеральный директор сети книжных магазинов "АзъБука"