Количество частных образовательных центров в Петербурге растет, но далеко не все из них оказываются успешны. При этом рынок остается разрозненным, а его игроки редко взаимодействуют между собой. Чтобы объединить усилия по развитию частного образования и обсудить перспективы, Культурное пространство "Бенуа 1890" и группа компаний "БестЪ" 18 апреля проведут конференцию "Детское образование как бизнес". В преддверии конференции в интервью "Деловому Петербургу" руководитель культурного пространства Елена Плахтий рассказала на примере Школы Бенуа, может ли частное образование быть прибыльным, как выстроить эффективную бизнес-модель и как ее тиражировать.
Что из себя представляет рынок частного образования сегодня?
— Поскольку это частные инвестиции, то каждый делает кто во что горазд. Особенно много проектов в сфере дошкольного образования — это и небольшие маленькие клубы, и частные садики, и спортивные секции. Если верить бизнес-каталогу MXKR, в Петербурге действует более 1300 развлекательных центров. Больше, конечно, самостоятельных проектов, но появляется все больше сетей и франшиз. Но как открывается много центров, так же много их и исчезает — начинающему предпринимателю не всегда легко определиться с брендом, выбрать надежного партнера, а своих сил не хватает.
Что мешает развиваться частному образованию?
— Из-за разрозненности рынка это сложно понять, поэтому мы и решили провести конференцию "Детское образование как бизнес", чтобы собрать всех вместе и обсудить общие проблемы. Мы хотим узнать, с чем сталкиваются владельцы детских центров, компании, которые создают франшизы в сфере образования, как относится к "частникам" государство и какие существуют меры поддержки. Например, далеко не все предприниматели (а детские центры — это, безусловно, малый бизнес) знают, что можно получить грант или субсидию на развитие своего дела. Причем суммы вполне приличные — 400-700 тыс. рублей. Кроме того, на конференции выступят представители городского комитета по образованию, которые расскажут о новой программе по поддержке именно детских центров.
У нас будут и практики — представители сети футбольных клубов "Юниор" расскажут о своем опыте развития по франшизе, а группы компаний "РИКИ" — о продаже лицензий. Сейчас проводится довольно много мероприятий, но они либо посвящены франчайзингу в целом, либо на них говорят чисто об образовании. Но до сих пор никто не объединял эти две темы, поэтому мы будем говорить в том числе о франшизах в образовании.
Школе Бенуа наверняка есть, о чем рассказать, ведь вы около года назад запустили свою собственную франшизу.
— Мы изначально создавали Школу Бенуа как коммерческий проект и планировали получать прибыль. Но понимали, что в рамках одного центра наши затраты не окупятся, хотя и школа большая, и район для работы перспективный. Поэтому мы решили развивать сеть по франшизе. И до сих пор все, что мы зарабатываем в нашей Школе Бенуа, мы реинвестируем в проект франшизы.
Опыт оказался успешным?
— С франшизой у нас получилась интересная история. Мы начали работать по схеме классического франчайзинга: с управляющей компанией, штатом персонала, который отвечает за продажу франшиз, их запуск, и в дальнейшем за контроль и работу с франчайзи, организовывает всю коммуникацию внутри сети. Так мы проработали год. За это время было продано около 10 франшиз, после чего было принято решение о смене концепции.
В чем причина?
— В классическом варианте франчайзи требуют слишком много внимания, что требует большой вовлеченности от управляющей компании. При этом сами франчайзи достаточно быстро расслабляются и просят помощи при малейших трудностях. Но мы хотим развивать собственную школу, а не быть "родителями" для других школ. Мы считаем, что если человек покупает бизнес, то должен сам им заниматься. Мы же не готовы полностью руководить его бизнесом и нести ответственность за то, есть у него результат или нет. Поэтому мы и приняли решение перейти к системе, которую сами назвали "франчайзингом будущего" или образованием по системе Uber.
В чем она заключается?
— Сейчас мы предлагаем нашим партнерам — а в новых условиях мы считаем покупателей именно партнерами, а не франчайзи — три системы, входящие в единый комплекс услуг. Первая — это СДО, система дистанционного обучения. В ней собраны все инструкции, начиная с технических: как найти помещение, сделать ремонт, найти подрядчика, открыть школу, запустить рекламу, — заканчивая методическими: туда загружены все программы, методики, со всеми скриптами, фото, видеоуроками. Эта система постоянно обновляется, потому что все программы, которые мы модернизируем здесь, в Школе Бенуа, мы загружаем в систему.
Вторая часть — это ERP, автоматизированная система управления детским центром. С ERP-системой руководителю легко управлять детским центром, потому что он в любой момент может посмотреть текущие суммы продаж по каждому из подразделений, начисленную зарплату по всем его сотрудникам, а также увидеть подробную детализацию по бизнес-процессам. Доступ в систему имеет несколько уровней: директор видит все, педагоги всегда могут посмотреть актуальное расписание своих занятий, состав учеников на каждый урок, а также проанализировать эффективность своей работы, посмотрев статистику посещений по своим группам. Администраторам легко вести учебные группы, заводить покупки абонементов, а также вести учет клиентов и учеников по этапам воронки продаж. Для родителей учеников создан специальный личный кабинет, в котором можно отследить занятия ребенка, историю его посещений, поставить оценки педагогу и многое другое.
Ну и третья часть — это сайт Школы Бенуа, на котором есть странички всех наших франчайзи. Получается, что сейчас мы по сути продаем логин и пароль к сайту. Но главное — наш бренд.
В чем преимущество такой системы перед классической франшизой?
— Во-первых, в цене. Паушальный взнос сейчас снижен до 250 тыс. рублей для Петербурга и Москвы и до 200 тыс. рублей для регионов. Таким образом мы надеемся набрать обороты и привлечь как можно больше партнеров. Также можно приобретать не целиком весь пакет, а по частям — только систему управления, если компания хочет работать под своим брендом, можно и наоборот — только методики, если это уже действующий центр с известным именем, которому требуется отладить управленческие процессы и программы.
Кроме того, не нужно платить роялти, есть только ежемесячный платеж за подключение к системе — он составляет всего 5000 рублей и нужен для технического обслуживания системы дистанционного обучения и поддержания ее работоспособности.
Для нас же выгода в том, что мы хотим постоянно развиваться. И если кто-то из наших партнеров создает новую программу, методику и она пользуется успехом, то он сможет также загрузить ее в общую систему, и все смогут ею пользоваться.
Как в новой системе осуществляется контроль за соблюдением стандартов? Ведь качество образования в каждом центре влияет на восприятие бренда в целом.
— У нас есть договор, где прописаны стандарты, их нарушение является одним из поводов расторгнуть его. Кроме того, в системе ERP есть возможность оставлять отзывы, и они будут видны и доступны всем. На основании отзывов будет составляться рейтинг, и будет наглядно видно, какая школа хуже, какая лучше. По нашему замыслу, более успешные школы будут помогать менее успешным, а если отзывы будут совсем плохими, то будем отключать от системы. Такой вот способ самоконтроля.
Эту систему нам помогли сделать коллеги из сети футбольных клубов "Юниор". Если зайти на их сайт, то можно увидеть рейтинг каждой школы, каждого педагога, все отображается онлайн. Мы взяли эту систему и адаптировали ее под наши потребности.
Каков стартовый порог для выхода на рынок частного образования? Сколько инвестиций потребуется в среднем?
— По нашим оценкам, на открытие центра в Санкт-Петербурге площадью 100 м2 нужно не меньше 1,5 млн рублей. Но, конечно, в каждом случае все рассчитывается индивидуально, так как объем инвестиций зависит в первую очередь от помещения, от локации, от города — вне столиц все дешевле, от того, будет ли это садик или развивающий центр. Ведь, в отличие от частного сада, группы дневного пребывания можно организовать и в жилом помещении. Нюансов много, и от них зависит стоимость проекта.
Сколько Школ Бенуа может открыться в этом году?
— До конца года рассчитываем открыть от 30 до 100 центров. На сегодняшний момент наш бренд уже представлен в Москве, Ярославле, планируется открытие в Екатеринбурге, Уфе, в Белоруссии. Сейчас под наш бренд планируют перейти центры из другой сети. Мы хотим развиваться по всей России и странам СНГ, спрос есть и в других европейских странах на дополнительное образование для русскоговорящих детей.
Логично было бы открывать образовательные центры в районах новостроек, испытывающих недостаток в образовательных учреждениях. Сотрудничаете ли вы как-то с девелоперами?
— Мы заключили два договора с компанией Docklands на открытие школ в их проектах. Но пока это скорее исключение. Многие девелоперы не знают о такой возможности, хотя если еще на стадии строительства купить у нас франшизу, запланировав открытие детского сада или центра, то это привлечет покупателей жилья с детьми. И о таких возможностях мы хотим в том числе рассказать на конференции 18 апреля.
Конечно, для девелопера это не профильный бизнес, поэтому именно готовая программа для детского центра может стать выходом в таком случае. В дальнейшем он может либо сам его развивать, либо сдать в аренду как готовый бизнес, либо привлечь инвестора — вариантов множество.
А вообще есть ли желание у предпринимателей открывать бизнес в сфере образования?
— Спрос есть, и люди хотят открывать свой бизнес, но зачастую не знают, с чего начать. Мы вложили в эту школу 350 млн рублей, и большая часть этих денег потрачена на разработку программ, создание героев, дополненной реальности. Обычный малый предприниматель не может себе позволить создавать бренд, прописывать методики и тратить на это 5 лет, как мы. И мы, понимая это, готовы делиться своими разработками.
Конечно, на рынке есть образовательные франшизы, но не все могут заплатить миллион рублей, а потом еще и роялти выплачивать. Мы предлагаем более доступный по цене вариант, но придется много самостоятельно работать.
Бизнес в сфере детского образования открывают все же фанатики. Это не такой бизнес, где можно просто вложить деньги и сидеть получать дивиденды. Поэтому гораздо проще начинать не с нуля, а выходить на рынок с четким планом действий.