Почти 37 тыс. человек прошли лечение в СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" в 2018 году. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. Рост объясняется реорганизацией учреждения: год назад к нему присоединились больница для жителей блокадного Ленинграда на Старорусской ул., 3, и Центр реабилитации на пр. Елизарова, 32. О том, что принесло это объединение, в интервью "ДП" рассказал начальник Госпиталя для ветеранов войн профессор Максим Кабанов.
Объединение больниц вызвало много вопросов и дискуссий. Можно ли сегодня, спустя год, говорить, что главная цель — повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи — достигнута?
— Лучше всего это проиллюстрировать примером. Скажем, такая операция, как эндопротезирование тазобедренного сустава. Вещь очень востребованная. Первый этап реабилитации после нее проходит практически "с доставкой в палату": пациент находится на койке хирургического или травматолого–ортопедического отделения. Затем, при наличии реабилитационного потенциала, мы переводим пациента на второй — уже более широкий — этап реабилитации. И раньше все профильные мероприятия мы были вынуждены проводить исключительно в стенах госпиталя на Народной ул. Отделение зачастую просто не могло вместить всех нуждающихся: койка в хирургии, которая востребована для более срочных пациентов, по факту была занята реабилитационными больными.
После объединения трех лечебных учреждений мы получили возможность использовать площадку Центра реабилитации на пр. Елизарова и стали переводить туда реабилитационных больных для оказания профильной помощи. Длительность использования хирургических коек сократилась до 3–5 суток.
В Центре реабилитации потребовалось провести определенную модернизацию. Часть задач решена, но много еще предстоит. Мы обязаны идти в ногу со временем и обновлять парк оборудования. Реабилитационный центр сегодня оснащен робототехникой, работает специализированная водолечебница. Здесь пациента ставят на ноги, помогают восстановиться после перенесенных травм или заболеваний. Все это позволяет нам теперь считать госпиталь лечебным учреждением полного цикла.
Если мы говорим о полном цикле лечения, немаловажен также этап диагностики.
— Совершенно верно. Это тоже направление, где мы наглядно реализовали и показали пример слаженной работы в пределах одной площадки. Важно отметить, что при поддержке правительства Санкт–Петербурга удалось решить несколько объемных задач. Например, значительные шаги были предприняты в 2014–2015 годах, когда, получив субсидию из бюджета, мы поставили в госпитале два компьютерных томографа. И тут же увидели, какая очередь образовалась на этот вид исследований: потребность всегда большая, а мощностей не хватало. Как следствие, создавался дефицит обследований МРТ. Так появилась мысль об использовании формата государственно–частного партнерства.
Тендер выиграла ГК "Скандинавия". И мы на базе помещений госпиталя на Народной ул. создали отделение МРТ. Учитывая, что этот инструмент исследования является важнейшим при острых состояниях, отделение разместили на первом этаже, в крыле приемного отделения.
Сотрудничество со "Скандинавией" у нас долгосрочное — на 10 лет. Плюс компания лечит здесь своих коммерческих пациентов. У госпиталя на 2019 год 2 326 квот на высокотехнологичные методы диагностики. В следующем году мы хотим увеличить это число. Все это, безусловно, позволит покрыть часть потребностей города.
То есть формат государственно–частного партнерства стал эффективным инструментом?
— Да. В рамках ГЧП в феврале 2019 года в госпитале появилось дополнительное отделение компьютерной томографии, оборудованное по последнему слову науки и техники. Новый аппарат мультиспиральной компьютерной томографии позволяет наряду с трехмерными реконструкциями и высоким пространственным разрешением проводить спектральное сканирование. То есть определять состав химических элементов и классифицировать, например, состав камней в мочевом пузыре, почках, желчном пузыре — каждая из патологий имеет разные формы лечения.
Также новый аппарат КТ дает широкий спектр возможностей для дифференциальной диагностики. Стоит такая техника порядка 40 млн рублей. При этом Госпиталь ветеранов войн не вкладывал деньги в покупку оборудования, в обслуживание, в персонал — эти потребности решены в формате ГЧП. В "Скандинавии" по ОМС проходят обследование 5–10 пациентов ежедневно. Всего компьютерный томограф обслуживает каждый день 20–25 пациентов.
Мы свой тариф ОМС в данном случае теряем. Но главное, что пациент получает помощь максимально оперативно — нам не надо его никуда везти. Если, например, к нам поступает пациент старшего возраста с болью в спине, мы должны быстро выяснить причину боли. Это очень важно: боль в спине может быть связана с нарушениями работы сердца и опасностью инфаркта. И, не имея такого аппарата, мы бы везли пациента по городу 20 км и более. И таким образом потеряли бы самый ценный в экстренной помощи "золотой час". Кроме того, собственный санитарный транспорт позволяет госпиталю не зависеть от городского центра.
Эффект от присоединения, если мы говорим о конкретных цифрах по эндопротезированию крупных суставов, выражается в двукратном повышении количества операций. Если в 2017 году мы провели 439 таких вмешательств, то в 2018 году — 896.
Какими аргументами вы оперируете в диалоге с терфондом ОМС?
— Наш главный аргумент — доступность медпомощи для пациентов. Особенно когда мы говорим об экстренной госпитализации. Если, например, к нам поступает пациент с подозрением на инсульт либо с инсультом, нам не придется его из Невского района везти в Василеостровский. Направляются сюда и пациенты из районных поликлиник. При наших нынешних мощностях мы вполне можем оказать помощь всем нуждающимся в Невском районе. Следующий шаг — обеспечить круглосуточную, непрерывную загрузку для этого оборудования. Через 10 лет оно морально устареет. Значит, к тому времени оно должно максимально эффективно отработать свой ресурс во благо пациентов.
В госпитале внедрены и широко применяются мини–инвазивные, эндовидеохирургические вмешательства, высокотехнологичные операции по травматологии, сердечно–сосудистой хирургии, эндокринологии. По ряду направлений, например острое нарушение мозгового кровообращения, острый коронарный синдром, госпиталь работает в круглосуточном режиме на нужды всего города.
У нас высококвалифицированный кадровый состав, потому что недостаточно иметь в распоряжении только мощное оборудование. Врачи госпиталя совместно с сотрудниками институтов участвуют в научно–исследовательской работе, выступают с докладами на научно–практических конференциях.
Какие задачи стоят перед госпиталем на среднесрочную перспективу?
— В целом сегодня речь идет о новом этапе развития здравоохранения. Мощности и ресурсы наращивают все медицинские учреждения города. Мы работаем в рамках национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", утвержденных майским (2018 года) указом президента Владимира Путина. И это комплексная работа.
Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт–Петербурга Александр Беглов ставит свои задачи перед отраслью: это и переход в формат "бережливых поликлиник", и круглосуточный режим работы лечебно–профилактических учреждений.
Плюс — нацпрограмма по борьбе с онкологическими заболеваниями с акцентом на раннее выявление. И мы со своими возможностями должны стать частью этой важной работы.