Вклад экономики Рунета в экономику страны в прошлом году составил 3,9 трлн рублей, что на 11% больше, чем в 2017 году, говорится в исследовании Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), презентованном на 23-м Российском интернет-форуме (РИФ-КИБ). Вклад мобильной экономики в ВВП РФ в прошлом году в РАЭК оценили 1,6 млрд рублей (рост на 17%).
В этом году в РАЭК выделили семь основных направлений (хабов) для исследования: государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры. Так, в 2018 году объем рынка электронной коммерции составил 2 трлн рублей (+13% за год), рынка маркетинга и рекламы — 262 млрд рублей (+17%), рынка инфраструктуры и связи — 106 млрд рублей (+17%), рынка цифрового контента — 75 млрд рублей. (+7%).
Как следует из доклада, электронная коммерция остается самым крупным сегментом интернет-экономики и по-прежнему демонстрирует устойчивый рост – 13,4%, до 1,95 трлн рублей. При этом транзакции на рынке социальной коммерции превысили 511 млрд рублей. Однако темпы роста онлайн-торговли в России замедлились по сравнению с периодом 2013–2017 годов (тогда он рос в среднем на 30% в год) на фоне снижения покупательной способности населения.
Интернет в 2018 году впервые обогнал телевидение по рекламным доходам: 203 млрд рублей против 187 млрд. Рост инфраструктурного сегмента до 106,2 млрд руб. (17,3% к позапрошлому году) обеспечили облачные сервисы и российские дата-центры. Сегмент медиа и развлечений также вырос на 17,3% до 75 млрд руб. за счет платных онлайн-видео, потоковых музыкальных сервисов и продаж электронных книг.
При этом аудитория интернета в России выросла только на 3% по сравнению с 2017 годом. Сейчас интернетом пользуются 92,8 млн россиян или 76% граждан страны. В РАЭК отмечают, что жители России все чаще предпочитают мобильные устройства станционарным компьютерам. С гаджетов в сеть ежемесячно выходит 24,3 млн пользователей, с десктопов — 13,9 млн пользователей.
Искренность и доминирование ВК
Аудитория Рунета в 2018 году выросла на 3% относительно предыдущего года и составила 90 млн человек или 74% населения страны. 86% пользователей интернета заходят в сеть каждый день. Средний пользователь проводит в сети более 3 часов в день, из которых порядка 100 минут приходится на desktop-web, 98 минут уходит на приложения и 24 минуты на mobile-web.
По времени, проводимому пользователями в интернет-ресурсах (78 минут в день на пользователя, desktop+mobile) продолжают лидировать соцсети, однако их стремительно догоняет видео (74 минуты в день на пользователя, desktop+mobile). Видеоресурсы лидируют по времени на desktop-устройствах, в то время как соцсети удерживают лидерство в мобайле. В ТОП-5 по времени использования на desktop-устройствах входят также сайты знакомств, интернет-магазины и игры. В мобильных приложениях кроме социальных сетей и видео входят игры, книги и чтение, а также мессенджеры.
Молодая аудитория, как отмечают аналитики, в большей степени интересуется и делится контентом соцсетей, нежели других площадок. Лидирует тут "Вконтакте", примерно вдвое опережая преследователей Facebook, Youtube и Instagram по цитируемости среди пользователей до 18 лет. Заблокированный Telegram в рейтинге самых цитируемых занимает 7 место. При этом Telegram далеко не самый молодежный сервис — доля авторов до 18 лет примерно на уровне Instagram — немногим более 4%, отмечают в РАЭК.
Для аудитории до 18 лет главным трендом аналитики называют азиатские сервисы. "Это практический хайповый рост использования в молодежной среде сервисов Like.video и TikTok — социальных мобильных видеоплатформ, которые родом из Сингапура и Китая соответственно", - говорится в исследовании.
Выделяют в РАЭК главные тренды в социальных медиа. Ключевые цифры: 1,8 млрд сообщений в месяц, 46 млн авторов за тот же период, при этом почти 25% населения - активные авторы "ВКонтакте". 65,3% — проникновение "ВКонтакте" в Петербурге, 38,2% — в Москве. При этом в более 50% контента Facebook публикуется авторами из Москвы. Среди основных тенденций аналитики отмечают, в частности, стремительно растущую популярность Instagram: количество авторов и контента выросло за полтора года в 3 раза и продолжает расти. По итогам 2018 года Россия занимает 6 место в мире и 1 место в Европе по числу активных пользователей Instagram
Еще один тренд – взросление соцсетей, что особенно заметно для Facebook: сеть Марка Цукерберга приросла, в основном, за счет прихода пользователей старше 45 лет. Исключение из тренда — Twitter, который молодая аудитории открывает для себя снова и Одноклассники, предлагающие актуальный для молодежи контент, указывают в РАЭК. Обращают внимание аналитики и на смену настроения публикаций: если раньше было принято поддерживать видимость "успешного успеха", то в 2018 году стало модно говорить также и о неудачах, болезнях, проблемах, да и просто усталости или плохом настроении.
Запретительный вектор
Говоря о роли государства в регулировании цифровой экономики, аналитики отметили высокую долю отрицательных инициатив: общий вектор законодательства продолжает оставаться запретительным. В РАЭК отмечают, что сохраняется тенденция неоднозначной оценки инициатив — значительная доля резонансных законов в 2018 году могла бы иметь концептуальную поддержку экспертов, но получила неоднозначную оценку вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены.
Заметный рост доли положительных инициатив можно связать с одним из главных новых направлений законотворчества — развитием цифровой экономики. Несмотря на то, что собственно законопроектов в рамках национального проекта (и плана мероприятий Нормативное регулирование цифровой экономики) за 2018 год внесено не было, многие существующие инициативы идеологически похожи на те, что содержаться в национальном проекте, например, облегчение доступа интернетпровайдеров в жилые дома.
Роль государства рассматривается и в контекста венчурного рынка. По данным исследования Венчурный Барометр 2018, 17% российских венчурных инвесторов назвали российские фонды и институты развития (РВК, ВЭБ, АНО «Цифровая экономика» и др.) в числе приоритетных источников капитала в 2018 году, в 2017 году этот показатель составлял 44%. 11% инвесторов указали в числе приоритетных источников капитала в 2018 году российские государственные корпорации и компании с государственным участием (9% в 2017 году). При этом большинство инвесторов признает, что помощь государства нужна рынку.
Маркетинг в соцсетях и большие данные
В 2018 году интернет впервые обогнал телевидение по рекламным доходам: объем рынка интернет-рекламы составил, по данным АКАР, 203 млрд. рублей, в то время как объем рынка ТВ-рекламы составил 187 млрд. рублей. Объем сегмента маркетинг и реклама в 2018 году РАЭК оценивает в 262,9 млрд. рублей, рост 17% по сравнению с 2017 годом.
"Мы наблюдаем постепенное размывание границ между различными каналами продвижения и рост числа взаимосвязей между рекламными форматами. Также отмечается движение в сторону максимальной персонализации рекламных сообщений во всех видах рекламных размещений за счет использования аналитики Больших Данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; использование офлайн-данных в таргетинга и для повышения эффективности рекламных и маркетинговых кампаний", - комментирует аналитик РАЭК Мария Сайкина. Еще одним трендом она называет борьбу отрасли с недобросовестной и раздражающей рекламой и выработка рекламных отраслевых стандартов.
Мобильная реклама становится одним из наиболее растущих медийных каналов. При этом поиск — самая большая мобильная категория: больше трети всех затрат на мобильную рекламу. Рост аудитории мобильного интернета, широкие технические возможности по сегментации аудитории и таргетингам — основные драйверы роста затрат на мобильную рекламу, уверены в РАЭК.
Объем рынка больших пользовательских данных в маркетинге и рекламе, по оценкам РАЭК, составил 3 млрд рублей. Социально-демографические исследования, интересы и намерения — наиболее часто используемые данные. Однако основной фактор, ограничивающий рост рынка больших данных в России — правовой барьер. Рынок может расти темпами в 70-100% ежегодно, в том числе за счет сокращения “серой зоны” на рынке данных, прогнозируют в Ассоциации
Социальные сети, как отмечается в докладе, продолжают оставаться одним из самых популярных ресурсов, несмотря на скандалы с утечками данных пользователей. Реклама в социальных сетях в 2018 году лидирует по времени нахождения в зоне видимости и доле видимых показов, но пока уступает другим традиционным площадкам по охвату аудитории. Рынок контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях по итогам 2018 года вырос на 26%, став самым быстрорастущим рынком сегмента маркетинга и рекламы.
Кроме того, отрасль в текущем году ожидает рост оптимизационных инструментов и сервисов, как внутри рекламных площадок (Яндекс и Google), так и у внешних платформ по управлению ставками, подсчету источников звонков с рекламы, сервисов (например, Origami, CallTracking.ru и т.д.). "Пока на рынке нет платформы, которая полноценно реализовала возможность оптимизации на основе искусственного интеллекта. Трудность заключается в большом количестве переменных, которые влияют на восприятие рекламного контента. Решением данной проблемы в 2019 году будут заниматься как российские, так и зарубежные коллеги", поясняет представитель i-Media Сергей Петрковский.
Больше заказов, но меньше складов
Объем сегмента электронной коммерции в 2018 году составил 1,95 трлн рублей — 13,4% прироста по сравнению с 2017 годом. Доля онлайн ретейла и онлайн-тревел выросли на 14% и 8,2%, что составило 1 трлн рублей и 670,6 млрд рублей соответственно. Объем транзакций на основных платформах экономики совместного потребления в России составляет уже более 511 млрд рублей, подчеркивают в РАЭК. Рост наблюдается в таких сегментах, как рынок электронных услуг и рынок услуг в интернете: 37,7 % и 25% соответственно. Последний - самый быстрорастущий рынок в сегменте электронной коммерции (объем в РАЭК оценили в 255 млрд рублей).
Как отмечается в докладе, на рост рынка e-commerce влияет как снижение покупательной способности, так и действующие ограничения со стороны законодательства и инфраструктуры, как следствие, темпы роста рынка снизились относительно предыдущих периодов, однако на следующий год эксперты настроены довольно оптимистично, ожидая роста 18% по итогам года
Рост рынка обеспечивается в основном за счет роста числа заказов. По данным Data Insight число заказов в российских интернет-магазинов по итогам 2018 года вырастет на 18% и составит 290 млн. При этом размер среднего чека второй год продолжает снижение: в 2018 году средний чек покупателя российского интернет-магазина по предварительным оценкам составит 3970 руб. (–2%), в то время как по итогам 2017 года средний чек снизился на 3%, отмечают в Data Inight.
Растет рынок онлайн-торговли за счет нишевых сегментов : С2С или рынок социальной коммерции (72%), услуги частных лиц-фрилансеров(19%), транспорт-каршеринг, карпулинг (2,5%), краткосрочная P2P аренда жилых помещений (2%). Такое распределение обеспечивает высокий уровень интернет-пенетрации, большую концентрацию потребительского спроса в мегаполисах. Также наблюдается неравномерное развитие транспортной системы, что влечет за собой особую актуальность транспортных сервисов.
Основным барьером для роста рынка является слабая логистическая инфраструктура: нехватка фулфилмент-площадей и мощностей для доставки. Поэтому основная доля покупателей и крупных ритейлеров по-прежнему сконцентрирована в крупных городах. Еще одним существенным ограничением для роста рынка аналитики называют несовершенство законодательства: до сих пор сохраняется запрет на торговлю через интернет некоторыми категориями товаров (алкогольная продукция, лекарственные средства, ювелирные изделия).
Кроме того, темпы роста трансграничной торговли по-прежнему продолжают опережать рост внутренней торговли, однако показатели практически сравнялись: по оценке НАДТ в то время как в 2016 году трансграничная торговля росла на 30% в год при росте внутренней на 6% в год, по итогам 2018 года рост составит 20% и 16% соответственно. При этом в зарубежных интернет-магазинах также наблюдается отрицательная динамика роста среднего чека.
Основными трендами развития электронной коммерции 2018 года, по мнению аналитиков РАЭК, являются: рост покупок с мобильных устройств, увеличение числа мобильных платежей и их среднего размера, выход на онлайн-рынок игроков в сегменте "бизнес-для-бизнеса", рост количества товаров, которые можно приобрести через интернет
Мобильная экономика в облаках
Объем инфраструктурного сегмента в 2018 году составил 106,2 млрд рублей — рост составил 7,3% относительно 2017 года. Как говорится в докладе, темпы роста этого сегмента сохранились на уровне прошлого года, основным драйвером роста сегмента являются рынки облачных услуг и технологий. Доверие к облачным сервисам со стороны бизнеса растет, и вслед за крупными компаниями удаленными дата-центрами и предоставляемыми ими сервисами начинают пользоваться и компании среднего и малого бизнеса.
Главные тренды этого сегмента – Рост спроса на облачные услуги и российские дата-центры как следствие исполнения требования локализации персональных данных российских пользователей и внедрением облачных и платформенных решений как бизнесом, так и пользователями. ОБрашают внимание аналитики и на активный выход на облачный рынок телекомоператоров (развитие МТС платформы #CloudMTS, "Деловое Облако" Мегафон при поддержке Mail.Ru, SAAS-решения по подписке от Билайн, приобретение DataLine Ростелекомом). Также отмечается значительный рост влияния мобильных технологий на эффективность и прибыль предприятий и секторов, напрямую не связанных с мобильной экономикой.
Непосредственный вклад мобильной экономики в ВВП России в 2018 году составил 1,6 трлн руб. или 1,7%, по сравнению с 2017 годом рост составил 4%, говорится в докладе. Под непосредственным или прямым вкладом имеется в виду вклад компаний, предоставляющих устройства, связь и контент потребителям и коммерческим компаниям. Косвенный вклад экономики на основе мобильного интернета в ВВП России в 2018 году составил 1,5 трлн руб. или 1,6%. Это вклад компаний, являющихся поставщиками и провайдерами услуг для компаний прямого вклада (магазины приложений, поставщики сим-карт, изготовители запчастей и т.д.) Рост косвенного вклада по сравнению с 2017 годом составил 20%
В агентстве OC&C отмечают, что в период 2017–2021 гг. непосредственный вклад мобильной составляющей в экономику России будет расти в среднем на 4,5% в год, а косвенный вклад будет расти гораздо быстрее, в частности, вследствие снижения темпов роста числа пользователей смартфонов, что в свою очередь приведет к застою роста в связанных секторах, например, инвестициях в инфраструктуру и предприятиях розничной торговли устройствами. При этом мобильными технологиями сегодня пользуются 97% российских компаний
Книги против видео
В 2018 году общий рост объема сегмента медиа и развлечений оценивается в 17,3% относительно 2017 года. По итогам года объем сегмента медиа и развлечений составил 75 млрд рублей. Самым перспективным сементом медиа и развлечений аналитики называют электронные книги, этот рынок за год вырос на 23,3%. Однако в денежном эквиваленте триггером развития все еще являются игры – 62 млрд рублей и 5% прироста в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Доли прироста сегментов онлайн-музыки и онлайн-видео составляют соответственно 16, 7% и 13,7%.
О постепенном формировании у российских пользователей привычки платить за онлайн-контент свидетельствует и опережающий рост подписной модели в онлайн-кинотеатрах. В России выручка легальных видеосервисов от подписки растет быстрее выручки от рекламы, за 1 полугодие 2018 года ее доля в структуре пользовательских платежей увеличилась с 56,2% до 59,6%
Отдельно аналитики отмечают растущую популярность видеоконтента. По подсчетам РАЭК и Brand Analytics, в русскоязычных соцмедиа ежедневно публикуется 2 млн видеороликов. По количеству постов с видео за день лидируют Одноклассники, где существенная часть контента посвящена социальным тематика. "Хотите узнать, чем живут люди на другом конце страны — просто посмотрите их стримы в ОК", - отмечают исследователи. На второй строчке по объему видео — ВКонтакте, это развлекательный и образовательный контент. а. При этом доля постов с видео в ВК составляет всего 6,2%, текстовый и фотоконтент остается основным в этой сети.
Главные тренды сегмента медиа и развлечения: платная модель потребления онлайн-видео начинает доминировать над рекламной моделью, просмотры "длинных" видео перетекают с десктопов на Smart TV, бумажные книги до сих пор занимают основную долю книжного рынка, однако продажа книг через интернет — главный драйвер роста. Также в исследовании подчеркивается, что потоковые музыкальные сервисы в России более популярны, чем в остальном мире. В игровом сегменте основную долю дохода ожидаемо приносят мобильные платформы. Кроме того, многие издатели игр используют гибридные модели монетизации, при этом все большее количество игр включают в себя постоянный цикл обновлений (стимулирование пользователей на регулярные платежи).
Российский рынок кибербезопасности в 2018 году вырос на 10% по сравнению с 2017 годом. Стимулами роста в этом сегменте в большей степени являются: запуск проектов в области цифровизации федерального уровня (умные города, умный транспорт, развитие гос. сервисов), цифровая трансформация бизнеса и связанный с этим переход от реактивного к проактивному выявлению угроз. Ключевым драйвером продолжает оставаться деятельность регуляторов и государственные инициативы, направленные на повышение защиты критически важных инфраструктур.
Хакеры, самоучки и нейросети
Как отмечается в докладе, в 56% кибератак используется вредоносное ПО, которое с каждым годом становится все доступнее. Основные цели киберпреступников среди юридических лиц — это государственные учреждения, медицинские учреждения, финансовые организации, при этом одной из главных целей киберпреступников являются обычные пользователи.
Опрошенные РАЭК аналитики подчеркивают - входной барьер на рынок кибершпионажа и вымогательства никогда не был настолько низок — в открытом доступе находятся сотни весьма эффективных инструментов, утекших переработанных эксплойтов и программных пакетов всех видов и мастей. Кроме всего прочего, использование этих средств делает атрибуцию атак практически невозможной, а сами инструменты при необходимости легко кастомизируются.
Говоря о кадрах и образовании в РАЭК отмечают, что в российской интернет-отрасли уже сегодня занято 2,3 млн человек, и спрос на специалистов по-прежнему намного опережает предложение. Вместе с тем, на 2018-2019 учебный год относительно 2017-2018 учебного года были более чем на 12% увеличены контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки ИКТ-специалистов. Наиболее востребованные специалисты — аналитики данных, разработчики мобильных приложений, веб-разработчики, специалисты в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Еще одним трендом в РАЭК называют популярность онлайн-образования. Сегодня онлайн можно не только получить новую специальность, но и подтвердить ее дипломом.
Решение кадрового вопроса связывают, в том числе, с реализацией нацпроекта "Цифровая экономика", предполагающего, что доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2024 году должна составить не менее 40%, а число поступающих в вузы на ИТ-специальности — расти на 15% в год. Увеличится роль онлайн-образования: в апреле 2019-го будут определены пилотные регионы, жители которых смогут бесплатно пройти обучение по "цифровому сертификату"
На ближайшие несколько лет авторы исследования выделяют несколько ключевых трендов, определяющих развитие интернет-экономики в ближайшие несколько лет: цифровая трансформация промышленности и сельского хозяйства, цифровая экология, более активное применение чат-ботов и виртуальных помощников, внедрение нейросетей, искусственного интеллекта и машинного обучения, развитие сетей 5G и интернета вещей, применение автономных машин и устройств, дальнейшее развитие экономики совместного потребления, внедрение системы прослеживаемости и биометрии, а также технологий компьютерного зрения, смещение фокуса на защиту персональных данных и кибербезопасность.