На фоне сокращения заказов от работодателей кадровые агентства предлагают нестандартные услуги и нетривиальные способы поднять спрос на свои предложения
Массовый подбор персонала остался в ретейле, сетевых компаниях — но в этом случае организация предпочитает либо вырастить свой сильный hr–отдел, либо заключить договор с компанией–субподрядчиком. "Обращений за последние годы действительно стало вдвое меньше — это вызвано экономическим спадом, оттоком иностранного капитала", — подчеркивает руководитель компании Darts recruiting services Екатерина Скаковская.
До наступления кризисных тенденций в Петербурге в среднем стоимость подбора специалиста составляла минимум 15–20% от размера годового дохода кандидата. Сейчас же некоторым агентствам для сохранения клиентов пришлось почти что вполовину снизить свой гонорар. В УК "ПС Групп" (один из крупнейших операторов парфюмерно–косметического рынка России) уточнили размер снижения среднерыночной стоимости за услуги — если ранее подбор на некоторые вакансии стоил около 25% годового дохода, то сейчас — от 16%.
Помимо этого, определенную сложность вызывает сокращение числа бесплатных порталов, базами которых могли пользоваться рекрутеры.
Так, стоимость пользования базами портала Headhunter, который 2 года назад приобрел своего главного конкурента, Job.ru, и стал фактически монополистом в этой отрасли, начинается от 300 тыс. в год.
Два пути
Что делать? Эксперты предлагают несколько вариантов. Первый из них — осознанно определить новые ниши рынка труда.
Не все так печально, отмечают игроки петербургского рынка: при грамотном выборе ниш, в которых есть активная потребность в кадрах, можно и заказчиков сохранить, и неплохо заработать.
Как говорит руководитель агентства "Грифон Персонал" Татьяна Харламова, в регионе появился серьезный спрос со стороны компаний, занятых в швейном производстве.
"С 2016 года стало ясно, что швейное производство в Петербурге сейчас на подъеме. А хороших швей найти очень непросто — их у нас не учат, поэтому заказчики часто обращаются к нам с таким запросом. Швеи, операторы станков, токари, сварщики, фрезеровщики — те профессии, которые были уничтожены после развала Советского Союза, — сейчас становятся снова востребованы, и ведение таких кадров подразумевает неминуемый спрос и прирост клиентов. Мы занимаемся этими специальностями, клиенты у нас есть всегда", — добавила Харламова.
Следующий вариант — улучшить продвижение и использовать современный нейминг. Помимо адаптации к рынку стратегии развития, рекрутинговые агентства прибегают и к маркетинговым хитростям — "упаковке" традиционных услуг в новую оболочку. К примеру — услуга "hr–имплант", которая позволяет "сдать в аренду" hr–специалиста компании–заказчику на определенный срок, существовала и ранее, отмечают участники. Так же как и аутплейсмент (трудоустройство работодателем увольняемых сотрудников), и аутстаффинг (выведение персонала за штат компании). "Эти услуги практикуются давно, и ничего нового в них нет. Но тем не менее новое название привлекает клиентов", — отметила Екатерина Скаковская. Ее агентство Darts recruiting services работает на рынке почти 20 лет.
Куда ж без баз
Еще один перспективный способ остаться в нише придумали выпускники СПбГУ. Кадровое агентство "Научные кадры" было создано для узкой аудитории — поиска научных сотрудников для лабораторий и институтов.
"В 2016 году мы решили переформатировать наше кадровое агентство и немного изменили сайт, сделав его ориентированным на пользователей, желающих самостоятельно разместить резюме или объявление о вакансии. Сумма за публикацию небольшая — 1,5 тыс. рублей. В результате у нас собирается база научных кадров, которая узко сегментирована и выглядит выигрышнее в своей отрасли, чем у Headhunter. Еще одной фишкой стало то, что наши внештатные сотрудники — уважаемые научные работники, специалисты в своих областях, а кадровые поиски не являются их основным видом работы", — отметил руководитель "Научных кадров" Тимофей Попов.
Он говорит, что развитие своих баз по рабочим профессиям является действительно перспективным направлением, которое мало кем охвачено. "В развитие нашего портала вложено ноль рублей, никакого маркетинга. Несмотря на то что посещаемость небольшая, интерес со стороны работодателей и потенциальных сотрудников мы наблюдаем регулярно. Очевидно, что на платных платформах недостаточно качественно представлены рабочие профессии, и в таких порталах есть реальный спрос. Только вот в чем особенность: чтобы создавать такой портал, рекрутеры должны быть специалистами в этой области, знать тематику изнутри. У нас работает более 10 научных сотрудников, при этом непосредственно "в штате" числится всего два человека, занимающихся административными функциями", — поделился Попов.
Рейтинг «Рынок труда»
30 апреля «Деловой Петербург» выпустит специальное приложение — «Рынок труда». В нем журналисты газеты подробно осветят кадровые потребности петербургского бизнеса и технологии их решения. Также будет опубликован первый в Петербурге независимый рейтинг компаний, специализирующихся на подборе персонала.