"Ленптицепром", аффилированный с миллиардером Игорем Водопьяновым, выиграл в суде у Смольного. На кону крупный участок под жилую застройку.
Претензии чиновников относились к участку, который еще в 1986 году передали птицефабрике "Красные зори" (Петродворцовый район) в бессрочное пользование. В 1996 году предприятие оформило право собственности на 218 га земли из него. Через год птицефабрика вошла в состав АО "Ленптицепром", которое связывают с главой холдинга "Теорема" Игорем Водопьяновым. В дальнейшем этот участок был разделен на 16 частей.
Битва за метры
В 2018 году КИО обратился с иском в Арбитражный суд СПб и ЛО, прося признать отсутствующим право собственности "Ленптицепрома" на пять участков в Петродворце на Ропшинском шоссе, 8Е. В КИО пояснили: при изменении границ участка в него попала гостерритория. Из 16 участков претензии у чиновников имеются по пяти, два из которых полностью и три частично были сформированы из государственной земли. "Мы подобных действий не согласовывали. Фактически вследствие образования пяти участков произошло выбытие государственной территории без законных на то оснований, что привело к незаконной регистрации на них прав частной собственности", — сообщили в Смольном.
"Мы не получили ни одного дополнительного метра, — заявил глава холдинга "Теорема" Игорь Водопьянов, — в свое время компания скорректировали границы участков в соответствии с утвержденным КГА проектом планировки территории, который мы в дальнейшем свернули в трубочку и засунули в задницу, потому что он не понравился главному архитектору города".
Руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства петербургского офиса юридической компании "Пепеляев групп" Елена Крестьянцева отмечает, что подобные споры встречаются часто, но их подавляющее большинство касается физических лиц и небольших участков. Объясняются они несовершенством процедуры предоставления земли в 1990–х годах. Тогда в лучшем случае изготавливалась схема земельного участка, и границы выносились на местность путем установки межевых знаков. Разумеется, до сих пор эти межевые знаки не сохранились. Способы измерения также были весьма примитивными. Кроме того, исторически в ходе использования земельного участка границы могли быть сдвинуты. Поэтому при современной кадастровой съемке часто выясняется, что координаты границ участка на местности не совпадают с границами в составленных ранее документах. "Для разрешения подобных ситуаций в законодательстве предусмотрена процедура уточнения границ земельных участков, допускающая небольшие отклонения от ранее указанной в документах площади", — уточняет эксперт.
КИО идет в суд
Арбитражный суд СПб и ЛО отказал в удовлетворении иска заявителю. По мнению суда, КИО не представил доказательств, что спорные земельные участки образованы на территориях, государственная собственность на которые не разграничена. Нет в деле доказательств и нарушения прав города при исправлении реестровой ошибки в части изменения местоположения границ участка. Поэтому суд отказался признать недействительными результаты межевания. По мнению арбитража, реестровая ошибка в Едином госреестре недвижимости отсутствует.
"Суд в данном случае подтвердил, что процедура была проведена правильно", — заявил "ДП" Игорь Водопьянов, но, по его словам, сейчас ценность участков близка к нулю. "Именно эту территорию 2 года назад отвели под земли КУРТ (комплексного устойчивого развития), но документы, регламентирующие этот статус, начали разрабатывать только сейчас. В итоге, думаю, я не доживу до того момента, когда здесь что–нибудь построю", — сетует девелопер. Однако, по оценке экспертов, стоимость данной земли может составить около 450–500 млн рублей.
В КИО с решением не согласны и обратятся с жалобой в 13–й апелляционный суд.
Елена Крестьянцева отмечает, что КИО предстоит показать в новом судебном процессе, в чем конкретно заключались противоправные действия собственника.
По ее мнению, если комитету не удастся доказать противоправность действий "Ленптицепрома", которые нарушили конкретные имущественные интересы публичного субъекта, то шансы на отмену решения вышестоящим судом невелики.