Действующее законодательство существенно ограничивает возможности появления в Петербурге плавучих ресторанов, отелей и домов. Водный потенциал города используется весьма ограниченно.
Проект строительства двух–трехэтажных плавучих отелей петербургские власти анонсировали в 2018 году, в преддверии ЧМ–18. Для того чтобы объекты на воде не входили в диссонанс с историческим обликом города, профильные комитеты правительства Петербурга разработали типовой проект многоэтажных сооружений на воде. Были заключены договоры водопользования по трем адресам на Выборгской и Воскресенской набережных. Но эти планы так и не реализовались.
"На самом деле разговоры о том, что Петербург должен стать плавучей столицей, ведутся уже лет тридцать, — комментирует владелец НПО "Кон–Тики" Максим Майоров. — Но все упирается в городской закон № 820 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт–Петербурга…", согласно которому предметами охраны территорий города как объекта Всемирного наследия наряду с исторической застройкой являются панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы. Для того чтобы сохранить эти виды, в рамках закона есть условие: все водные объекты должны быть не выше парапета".
Федеральная вода
Тем не менее в Петербурге существует целый ряд достаточно масштабных плавучих коммерческих объектов: стриптиз–клуб "Забава–бар" на Петроградской наб., ресторан "Летучий голландец" на Мытнинской наб., ресторан Regatta на Аптекарской наб., ресторан "Чайка" на наб. Мартынова, ресторан "Фрегат Благодать" на Петровской наб. Однако при всем желании отвечающие за соблюдение закона "О границах зон охраны…" профильные комитеты в лице КГИОП и КГА закрыть эти предприятия не могут.
Как объяснил Максим Майоров, договор водопользования, который заключается на 20 лет, владельцы этих объектов получали еще до введения закона № 820, а закон обратной силы не имеет. Хотя это только одна из причин. Основания, по которым власти не могут убрать те или иные плавучие объекты с акватории Невы, могут быть разными.
По словам Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg, помимо сложностей с согласованием крупных постоянных плавучих объектов основным препятствием для развития плавучего бизнеса в Петербурге является отсутствие необходимой инфраструктуры — удобных мест для стоянок, подъездов и парковок для автотранспорта, инженерной инфраструктуры. "Юридически плавучие объекты находятся на федеральной территории, поскольку в рамках Водного кодекса все водоемы в РФ имеют федеральный статус, — поясняет Максим Майоров. — Но спуск к воде идет через лужайку, которая курируется комитетом по благоустройству. Мотивируя тем, что посетители ресторана или плавучей гостиницы, проходя по этому спуску, будут вытаптывать газон, чиновники опять же не согласовывают проект. Разрешение может не дать и комитет по транспорту, если в зоне размещения объекта есть знак "остановка запрещена", поскольку машины, которые там будут парковаться, нарушат ПДД".
Загадочный закон
Несмотря на все сложности, предприниматели не отказываются от попыток получить разрешение на возведение объекта на воде.
"Плавучий ресторан или отель — это гипердоходный бизнес, — объясняет Марина Григорьева, менеджер по коммерческой недвижимости корпорации "Адвекс. Недвижимость". — Инвестиции в строительство плавучих объектов значительно ниже, чем в наземные сооружения, и отбить их можно за один летний сезон". По данным НПО "Кон–Тики", в зависимости от комплектации вложения в плавучий коммерческий объект находятся в диапазоне от 25 до 30 млн рублей за конструкцию площадью 500–600 м2.
На официальном сайте torgi.gov регулярно проводятся аукционы на право заключения договора водопользования. Сейчас там выставлено 26 лотов в Петербурге, среди которых два участка в акватории Невы со спусками на Дворцовую набережную, пять участков в акватории Большой Невки, три — в акватории Мойки, один — на Фонтанке. "Судя по всему, закон об охране видов Петербурга применяется выборочно, по усмотрению комитетов", — говорит Максим Майоров. По словам эксперта, плавучие отели и рестораны, высота которых значительно превышает размеры парапета, регулярно появляются в центре города.
В области — можно
Для развития плавучего бизнеса намного привлекательнее загородные акватории. По словам Максима Майорова, на Неве в Ленинградской области можно поставить все что угодно, поскольку на этот субъект федерации действие закона № 820 не распространяется. "Сейчас мы заключаем договоры водопользования на размещение плавучих вилл в акватории Лемболовского, Красногвардейского, Гладышевского, Длинного и Правдинского озер, — рассказывает Максим Майоров. "Подобные проекты давно и успешно реализуются в Голландии, во Франции", — комментирует Игорь Кокорев.
По словам Елизаветы Конвей, директора департамента жилой недвижимости Colliers International, жилое строительство на воде уже давно интересует жителей Санкт–Петербурга. "К настоящему моменту реализовано несколько проектов, но они в большей степени носят частный характер — это отдельные дома, которые были построены на дебаркадерах. Консолидированное строительство на воде не ведется".