Первая четверть года выдалась удачной для петербургского авторынка. За счет мартовских продаж спрос повысился на 2%. Объемы производства также растут. На этом фоне рынок автокредитования переживает бум, сравнимый с докризисными временами. Однако эксперты прогнозируют, что спад почти неминуем.
В Петербурге под конец I квартала 2019 года выросли продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин. Как сообщает агентство "Auto-Dealer-СПб", за отчетный период продано 34,5 тыс. единиц, на 2% больше по сравнению с январем-мартом 2018-го. Рынок автокредитования также показал незначительную положительную динамику, увеличившись всего на 1,7%. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Ситуация на местном авторынке отличается от общероссийской. В целом по стране спрос на личный транспорт упал, а количество выданных банками автокредитов фактически достигло рекордных показателей докризисного 2014 года. Подробнее о последних тенденциях — в материале "ДП".
Ford-эффект
По статистике аналитического портала, объем реализации легковых авто в марте составил 14,5 тыс. экземпляров, что на 4% выше показателя за март 2018-го. Именно этот результат позволил петербургскому авторынку вновь выйти в плюс и переломить негативную динамику, когда за первые два месяца в городе наблюдался незначительный спад продаж.
Лидером по объему продаж новых машин остается KIA, топовая модель которой Rio производится на заводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) в Петербурге. Однако за последний месяц марка впервые уступила первое место другому корейскому бренду — Hyundai.
Общую статистику тянет вниз объявивший об уходе из Петербурга Ford. Падение показателей американского бренда составило 28%. В топ-30 самых популярных марок хуже дела обстоят только у Peugeot, сократившего продажи на 53%. Среди лидеров отрицательную динамику также продемонстрировали Renault и Volkswagen (по -13%).
Продажи новых легковых и легких коммерческих авто в Петербурге за I квартал 2019
Источник: spb-adlr.ru
"В марте на автомобильный рынок положительное влияние оказали стартовавшие государственные программы поддержки. Кроме того, Ford объявил о распродаже своих автомобилей, поэтому в прошедшем месяце марка показала не такое сильное падение, как это было в начале года. Во II квартале на состояние рынка в первую очередь окажут влияние сроки завершения госпрограмм", — отмечает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
Доля Петербурга в общем объеме продаж новых машин в России по итогам января-марта 2019 года достигла 8,8%. Год назад этот показатель составлял 8,6%.
Кредитная история
В целом по России, согласно подсчету агентства "Автостат", в I квартале нынешнего года объем рынка новых легковых автомобилей составил порядка 323 тыс. единиц, на 1% меньше того же периода 2018-го. В региональном рейтинге лидерство по-прежнему удерживает Москва, показатель которой составил 45,4 тыс. экземпляров — на 6% меньше. Второе место сохраняет Подмосковье с результатом 29,9 тыс. машин (+11%). Петербург замыкает тройку лидеров. По версии "Автостата", на рынке города было продано 21,7 тыс. легковушек (-3%).
В "АСМ-Холдинг" также приводят статистику, далекую от оптимизма. В консалтинговой компании общий спад продаж авто оценивают в 1,5%, а в сегменте легковых машин в 1,2%.
"Структура покупки автомобилей в марте почти не изменилась в сравнении с предыдущими месяцами. И если в апреле на рынке спад не сменится ростом, то в последующие месяцы снижение продаж может усилиться. На рынке легких коммерческих автомобилей спад усилился в марте до 6,1%, а за I квартал — до 2,3%. В последующие месяцы снижение может продолжиться. Это объясняется нестабильной обстановкой в промышленном секторе, особенно это связано с сокращением малых предприятий", — говорит заместитель генерального директора "АСМ-Холдинг" Александр Ковригин.
Интерес к покупке новых авто, как свидетельствуют выводы аналитиков, могут подстегнуть банки. Национальное бюро кредитных историй сообщает, что в начале года количество купленных в кредит автомобилей составило 191,3 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост достиг 13,7%. Таким образом, этот показатель фактически подобрался к рекордным цифрам докризисного 2014 года (194,1 тыс. единиц).
Однако на общем фоне результаты Петербурга намного скромнее. Жители Северной столицы начали брать кредиты на покупку авто всего на 1,7% чаще. Доля сделок с использованием заемных средств в городе составляет 54,1%.
"Банки наращивают выдачу автокредитов, увеличивая долю кредитных автомобилей в структуре авторынка почти до 60 процентов. При этом важно, что растущие темпы автокредитования оказывает существенную поддержку всему автопрому, стимулируя продажи автомобилей. Стоит отметить и стабилизацию качества автокредитов — ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования", — прокомментировал генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
Исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов согласен с коллегой. По его мнению, если бы не рост автокредитования, падение продаж в I квартале было бы еще более ощутимым.
Как ранее сообщал "ДП", петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota с начала года выпустили 93 тыс. легковых автомобилей, что на 6% больше объема производства за январь-март прошлого года. По сведениям "Auto-Dealer-СПб", в марте производство выросло с 2% в январе и 5% в феврале, сразу до 11% (32 тыс. машин за месяц).