В среде активистов–"урбанистов" принято возмущаться тремя вещами: машинами, непрактическими пешеходными маршрутами и висящими в небе проводами. Власти — вот обратите на это внимание — в последнем случае возмущенных услышали и бросились решать проблему.
Сейчас подавляющее количество улиц в старом городе освещается подвесными фонарями. Тонкие ниточки проводов, которые составляют этакий нотный стан, стали частью петербургского ландшафта. Их изображают на городских пейзажах художники, да и фотографы намеренно сохраняют рисунок линий.
В "Ленсвете" никакой романтики здесь не видят. Провода — паутина, с которой надо бороться исключительно веником. Таким веником стала общегородская программа расстановки фонарей, идеологом которой выступает директор "Ленсвета" Сергей Мителев. Кажется, в программе участвует какой–то спонсор.
Как это у нас часто случается, чиновники, принимая решения, находят в них только плюсы, а на минусы закрывают глаза. Довольно давно мне довелось беседовать с Сергеем Мителевым. Один из главных минусов подвесной системы освещения он видел в том, что от сброса льда с крыш она повреждается. Так себе, по–моему, аргумент: все–таки разбить фонарь сосулькой ничуть не сложнее, чем порвать провод. "Плюс это красиво", — говорил о фонарях Мителев.
Красиво или нет — вопрос вкуса. Есть мнение, что тот типовой образ, который в последние годы расставили на Владимирском проспекте, Кирочной улице, проспекте Чернышевского, назвать выдающимся нельзя. Неумелое подражание старине. Можно даже примерно представить, как рождаются такие произведения. Садятся авторы в круг и пытаются ответить на вопрос: "Какие особенности у дореволюционных опор?" И пошли ответы: "черный цвет", "с золотистыми вставками", "широкие "юбки", "плавные линии кронштейнов", "тонкие траверсы", "круглые плафоны". Но ведь так не делается: архитектура не конструктор, она не собирается, она создается с использованием приемов.
Речь даже не о внешнем облике. Когда столбы стоят на Невском проспекте с его широченными тротуарами, их никто не замечает. Но когда фонари размещаются на улице Белинского с ее узенькими панелями, это становится большой проблемой местного масштаба, особенно зимой. Ни инвалидам, ни родителям с коляской нормально не пройти, а дорожной технике не убрать грязь и снег.
Знаете, это можно сравнить с гипермаркетами. Когда проектируют торговые ряды, между ними создают нормативные дорожки, позволяющие без помех расходиться встречным тележкам. Но потом в этих проходах появляются новые лавки, чаще состоящие из картонных коробок. С этого момента гулять между рядами становится уже трудно. Но гипермаркеты — это бизнес. А вот почему власти проявляют такое же отношение к городским тротуарам, разрешая "насыщать" их фонарями, рекламой, множеством крылец, летними кафе, дорожными знаками?
Недавно стало известно, что в 2019 году фонари появятся на тротуарах Большого проспекта Петроградской стороны. Несмотря на свое гордое название, проспект совсем небольшой, а тротуары узкие. Но "веникам" до этого нет дела. Они думают о красоте, причем о красоте в их же представлении. О красоте, которая будет нужна только в день официального открытия под речи о том, что "мы убрали паутину и восстановили исторический облик парадной улицы города". "Но получилась некомфортная, труднопроходимая дорога", — недовольно ответят многие рядовые горожане, которые по тому же тротуару ходят ежедневно без всяких камер и начальников.
Может, если уж так неймется "открыть небо", то имело бы смысл начать с многочисленных проводов между крышами (они могли бы пролечь под землей), а не избавляться от сетей уличного освещения и пассажирского транспорта, создавая массу неудобств?