Сергей Кармазин, руководитель Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям
09:2814 мая 201909:28
2380просмотров
09:2814 мая 2019
Переработчики молока готовятся к переходу в 2019 году на электронную систему учета ветеринарных документов. Сергей Кармазин, руководитель управления Россельхознадзора по Санкт–Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, рассказал "ДП" о процессе внедрения системы "Меркурий", а также подвел итоги работы ведомства в сфере уничтожения санкционной еды и изъятия сельхозземель.
Сколько предприятий Петербурга и Ленобласти перешли на электронную систему учета ветеринарных документов "Меркурий" с момента ее запуска в 2018 году?
— В системе зарегистрировалось около 35 тыс. предприятий, расположенных в трех регионах ответственности нашего управления, это Петербург, Ленинградская и Псковская области. Эти предприятия используют 80 тыс. площадок, то есть у одного хозяйствующего субъекта может быть несколько складов, где необходимо оформлять ветеринарно–сопроводительные документы. На сегодняшний день по нашему управлению оформляется 180 тыс. документов в сутки, по всей стране — 5,7 млн. В Петербурге большая часть ветеринарных документов приходится на торговые сети, такие как "Пятерочка" и "Лента". В Ленобласти это АО "Тандер" (сеть "Магнит"), а также крупные птицефабрики "Роскар", "Синявинская" и "Северная". В Псковской области драйвером ветеринарной сертификации выступает Великолукский мясокомбинат. Там же ряд молочных предприятий заранее перешли на систему "Меркурий", несмотря на то что для них это пока необязательно. К системе также подключены крупные молочные фермы, которые оформляют сырое молоко для отправки на перерабатывающие предприятия. Участвуют и представители крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Сейчас уже нет того накала страстей, который разгорелся в прошлом году перед 1 июля. Тогда существовали опасения сбоев, неисправностей, не было четкого понимания, как будет работать система.
Когда "Меркурий" станет обязательным для молочной отрасли?
— Пока размещен проект приказа Минсельхоза, который проходит публичные обсуждения, в нем указаны две даты, согласно которым система "Меркурий" станет обязательной в отношении масла и сыра с 1 июля, молока и кисломолочной продукции — с 1 ноября. То есть планируется поэтапное внедрение. Система больше коснется не фермеров и молочных ферм, а переработчиков молока, производителей масла — сектора, в котором выявляется больше всего фальсифицированной продукции. Мы проводили проверки по обращениям граждан в социальных учреждениях, результаты неутешительные — до 46% фальсификата. Такие учреждения менее защищены с точки зрения проведения закупок, в рамках 44–ФЗ они обязаны выбирать минимальную цену на аукционе. Соответственно, ухудшается и качество продукции. После внедрения "Меркурия" не сразу и не одномоментно, но с рынка постепенно уйдут предприятия, реализовывающие фальсификат. Как сегодня работает наш мониторинг? На предприятие заходит одно количество продукции для переработки, а выходит кратно больше. То есть подмешивается дешевое сырье, растительный жир, сухое молоко.
А что касается рыбодобытчиков, они тоже внедряют систему?
— Система "Меркурий" интегрирована с судовым электронным журналом, практически все уже подключены. Существуют сложности с небольшим бизнесом, который работает в прибрежной зоне, но совместно с Росрыболовством ведется работа в этом направлении.
Некоторые хозяйства жалуются, что объемы работы после внедрения системы увеличились, а коррупция в ветслужбе остается.
— Сегодня существует возможность настроить складские системы учета, интегрировав их с "Меркурием" таким образом, что ветврач будет заниматься тем, чем должен, — осмотром грузов, отбором проб. А оформлять ветеринарно–сопроводительные документы будет оператор на складе. Ряд позиций могут оформлять уполномоченные лица или аттестованные специалисты. Один оператор может оформить 4–8 тыс. документов за смену. Расходы этих специалистов не превышают плату за услуги ветврача в госветслужбе.
Сколько санкционной продукции изъято в 2018 году?
— В прошлом году в трех регионах проведено около 250 рейдов. Совместно с таможней проводились рейды по оптовым базам, на автодорогах с ГИБДД, погранслужбой. Также совместно с прокуратурой мы проверяли магазины шаговой доступности, где могла реализовываться санкционная продукция. В 2018 году изъято и уничтожено свыше 500 т растениеводческой продукции, это овощи и фрукты, а также 26 т животноводческой.
Какая именно это продукция?
— Преимущественно крупные партии рыбы и небольшие партии сыра и масла. Такие партии поставляются недобросовестными предпринимателями из приграничных стран в ручной клади. Затем их везут на склад, а оттуда уже в магазины. На таких складах мы выявляли по 200–300 кг продукции. Также существует продукция, которую мы выделяем в отдельную категорию, — это товар без маркировки и документов. Предприниматели срывают этикетку, чтобы нельзя было определить санкционную продукцию. Такие товары тоже уничтожаются. В прошлом году было изъято 275 т растениеводческой и 60 т животноводческой продукции без маркировки.
Где происходит уничтожение?
— Мясо и рыба подлежат сжиганию, сыры могут быть раздавлены на полигоне твердых бытовых отходов.
Общественные организации не предлагают более гуманно обходиться с едой?
— Поступают такого рода обращения: "Давайте продукты не уничтожим, а куда–нибудь отдадим". Но такой товар перемещается без документов. Соответственно, гарантировать его безопасность и качество невозможно.
Неизвестно, например, сколько продукция хранилась на складе и при какой температуре.
Какова динамика импорта мяса?
— Импорт животноводческой продукции в РФ сократился с 1,5 млн до 1 млн т в прошлом году. Так, объем ввозимой рыбы снизился с 643 тыс. до 489 тыс. т, кормов и кормовых добавок — со 190 тыс. до 146 тыс. т. Из Латинской Америки (а это крупнейший поставщик говядины) в 2017 году ввезено 534 тыс. т, а в 2018–м — 316 тыс. т.
Управление проводит проверки сельхозучастков на предмет использования?
— Да, и это направление не новое. С 2008 года выявлено 118 случаев незаконных карьеров на землях сельхозназначения. К примеру, за разработку песчаного карьера 6 га в Кингисеппском районе Ленобласти с фермера взыскивается 112 млн рублей. Там карьер частично затронул земли лесного фонда и земли КФХ.
В 2018 году по суду у одного из собственников в Ленобласти изъяли участок. Что это были за угодья?
— Это участок площадью 5 га в Лужском районе. Мы установили, что в течение 3 лет он не использовался по назначению, предписания управления не выполнялись.
В 2018 году также было восемь добровольных отказов от собственников, которые не собираются использовать земли сельхозназначения.
Для каких участков начисляется повышенный земельный налог?
— Если сельхозземли не используются по назначению. В долгосрочной перспективе ухудшается состояние почв, государство теряет особо ценные земли, на которых можно производить сельхозпродукцию. Для таких участков налог повышается до 1,5% от кадастровой стоимости.
В общей сложности в 2018 году переданы дела по 715 участкам на 20 тыс. га. Сумма дополнительного налога составила 11 млн рублей.
Досье: система «Меркурий»
— ФГИС «Меркурий» — электронная система оформления ветеринарных документов, оператором которой выступает Россельхознадзор.
— С 1 июля 2018 года ее использование обязательно для мясокомбинатов, птицефабрик, производителей морепродуктов и торговых сетей. С 1 июля 2019 года правило коснется также переработчиков молока.
— Одна из задач введения электронных сертификатов — борьба с фальсификатом путем сравнения объемов поступающего на завод сырья с данными о полученной продукции на выходе