Но шанс на развитие духа технологического предпринимательства имеется.
Если говорить о притягательности Кремниевой долины для профессиональной эмиграции, то она одинакова для выходцев из разных стран, в том числе и развитых. Здесь во время операционного совещания за одним столом сидят немец и японец, итальянец и француз.
Русских, вопреки распространенному мнению, очень немного. Подавляющее большинство составляют китайцы и индусы, а вот сами американцы пребывают в очевидном меньшинстве. Отмечу, что, к моему глубокому сожалению, в последние 10 лет в Долине упала потребность в hardware–инженерах, в то время как на почту хорошего программиста раз в неделю приходит предложение о работе. Только один Google сейчас строит очередной кампус в Сан–Хосе на 20 тыс. сотрудников.
Причины утечки мозгов из России очевидны и хорошо известны. Интересно другое. Звучавший искренним призыв — на тот момент президента — Дмитрия Медведева о необходимой модернизации страны и его слова о том, что "свобода лучше несвободы", сказанные сначала на экономическом форуме в Красноярске, а потом повторенные в петербургском Законодательном собрании на конференции, посвященной 150–летию отмены крепостного права (после которой он по случайному совпадению приехал с визитом к нам на завод "Оптоган"), действительно были услышаны многими моими знакомыми, в том числе и проживавшими за рубежом.
При принятии такого жизненно важного решения, как выбор страны, где жить и работать, человек имеет дело с многофакторным анализом. Ощущение профессиональной востребованности — одна из наиболее значимых компонент этой сложной дилеммы. Я помню, что это ощущение неожиданной востребованности на Родине выпукло появилось у многих хай–тек–профессионалов в те годы. И в сочетании с искренней любовью к своей стране (именно стране, а не государству) это чувство во многом спровоцировало обратную эмиграцию. Я тоже вернулся в Россию в конце 2009 года. Причиной была комбинация патриотических чувств и оценка потенциальной личной выгоды.
К сожалению, это ощущение прошло, и многие из моих знакомых уехали обратно в Европу и США. Однако я уверен, что те романтические годы не прошли даром. Все больше молодых людей в России понимает, что зарабатывать на создании добавленной стоимости "круче", чем на ее перераспределении. В стране появился дух технологического предпринимательства.
Сейчас в связи с необходимостью импортозамещения потребность в технических специалистах снова растет. Но вряд ли те из старой гвардии, кто прошел этот путь единожды, пойдут по нему снова.
Алексей Ковш, сооснователь компаний
"Оптоган"
и "Иннолюм"