Успешность ресторанной отрасли — не только показатель благосостояния граждан. Она дает толчок другим сферам, причем не только связанным с производством продуктов или поставкой напитков. Неизбежные издержки помогает сократить более дешевая рабочая сила. Чаще всего это мигранты, оформление пребывания которых в Петербурге — сложившаяся индустрия и прибыльный теневой бизнес (см. "ДП" № 60 от 25.04.2019).
Исследование, проведенное "ДП", показало, что спустя 3 года после ареста Дмитрия Михальченко часть созданной им империи, ориентированная на монетизацию процесса легализации мигрантов, хоть и перешла в другие руки, но продолжает развиваться, принося своим новым хозяевам и аффилированным с ними лицам огромные барыши. По самым скромным подсчетам — 6 млрд теневых рублей в год. По другим данным, объемы рынка доходят до 25 млрд рублей.
Главная фишка этой теневой империи — совпадение до полного смешения функций государственных органов и коммерческих организаций, которым на откуп отдается работа по приему и легализации мигрантов. Однако, как показывает практика, и сами коммерческие пользователи оформившихся легализационных каналов начинают задумываться о монетизации знания о том, как это работает, — с явной выгодой для себя. Однако приносить доход эта история может только в одном случае: если органы власти закрывают на нее глаза.
В середине мая в Петербург прибыла начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова (на фото). Визит связан с итогами федеральной проверки петербургской полиции. Был выявлен, в частности, факт создания условий, "при которых десятки тысяч иностранных граждан незаконно находятся на территории РФ". В зоне пристального внимания силовиков теперь оказались не только их коллеги, но и бизнесмены, выступающие мотором всей миграционной схемы.
Если в мире физических явлений действует закон сохранения энергии (в одном месте прибавилось — в другом обязательно убудет), то в сфере бизнеса одна из главных потребностей — сокращение издержек. И зачастую основная статья, которая попадает под оптимизацию, — кадры. Особенно это проявляется в отраслях, где сотрудники в прямом смысле — лицо компании. Анализ вакансий одной из крупных ресторанных групп, размещенных на известном job–сайте, по всей видимости, подтверждает связь между кухней и сотрудниками. Но не известную выгоду для работников ("поближе к кухне, подальше от начальства"), а скорее для работодателя: "подальше от клиента — меньше цифры в зарплатной ведомости".
Весьма затратная категория персонала — официанты: предлагаемая зарплата — от 40 тыс. до "от 100 тысяч". От будущих работников ждут и "вежливости", и "грамотной, хорошо поставленной речи". Редко когда в описании вакансии специально упоминается, что эта речь должна быть именно русской. Видимо, самоочевидно, что официант не должен быть "мечтой ксенофоба". А вот поварам правильная речь, судя по всему, ни к чему. Но им необходимо быть в состоянии понять "старшего по званию" на кухне, так что более чем в половине вакансий требуется знание русского языка — на уровне родного, свободное или просто владение им без какой–то конкретизации (к слову, в требованиях к су– или шеф–поварам про русский — вообще ни слова). Но зато и предлагаемая зарплата зачастую меньше официантской.
А для обслуживающего персонала русский — вообще, похоже, не главный навык, в конце концов, уборка помещений и мытье посуды особых коммуникаций не требуют. Так что неудивительны следующие объявления. "В рестораны (разные районы города) требуются уборщицы и посудомойщицы. Помогаем с оформлением иностранцам", — сообщает, например, осенний пост в группе "Работа в Ginza Project" в соцсети "ВКонтакте". Указанный в объявлении контакт используется ООО "Гинза Стаф".
"Наша группа — сеть самостоятельных юридических лиц (ресторанов), работающих по франшизе Ginza. Рестораны принимают на работу иностранных граждан с оформленными документами. Но юридические лица могут пользоваться услугами кадровых агентств", — пояснил "ДП" Вадим Лапин, до середины 2018 года являвшийся совладельцем этой, а также других компаний, управляющих ресторанами группы Ginza (сейчас совладелец компании — его сын Марк Лапин). Точно так же ответили на запрос "ДП" в самой группе компаний.
Так что оформление мигрантов — это бизнес, который подпитывается запросами работодателей. И он вряд ли иссякнет. "Петербургская экономика пока не может и в ближайшее время не сможет развиваться без притока трудовых ресурсов", — констатировал в интервью "ДП" глава городского комитета по труду Дмитрий Чернейко. Согласен с тезисом и его областной коллега Алексей Брицун, который не раз говорил СМИ, что властям необходимо выработать такую модель привлечения иностранной рабочей силы, чтобы понимать, к какому работодателю она имеет отношение.
О том, что в реальности происходит в тандеме госорганов и коммерсантов, читайте в следующих выпусках. А сейчас о вопросах, которыми задаются правоохранители.
Мигранты в помощь
Как рассказали "ДП" в ГУ МВД России по Петербургу и области, в 2018 году было оформлено 226 тыс. патентов на работу, переоформлено — 73 тыс. В сумме — 299 тыс., что сопоставимо с уровнем 2017 года (тогда 301 тыс.) и больше 2016–го (271 тыс. оформленных впервые, а также выданных тем, кто уже работал благодаря их наличию). Отметим, что, по официальным данным, в 2018 году в город въехало более 2 млн иностранцев. Только пятая часть (366 тыс.) при пересечении границы через пункты пропуска, расположенные в Петербурге, указали работу целью прибытия. 2 / 3 из них — представители трех бывших союзных республик, гражданам которых не нужна виза: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии (соответственно 147,2 тыс., 76,1 тыс. и 30,6 тыс. человек, всего — 253,9 тыс.).
В мае по итогам проверки в петербургском ГУ МВД в Следственный комитет отправлено несколько материалов для возбуждения дел по статье "организация незаконной миграции". Но, по информации "ДП", еще до этого на рассмотрение в СК попало уголовное дело о незаконной миграции, в котором упоминается и петербургское ООО "Абаз". По имеющейся информации, речь может идти о вопросах со стороны правоохранителей к несуразно большому числу гостей из ближнего зарубежья, поставленных на миграционный учет. В самом ООО не смогли ответить на уточняющие вопросы "ДП".
Странное совпадение: в апреле 2019 года эта компания сменила название на "Крона" (запись в ЕГРЮЛ внесена в середине мая 2019 года). Законом это не запрещено, но, по мнению юристов, в определенных случаях может сыграть на руку бизнесменам. "Поменять название юридическое лицо может по самым разным причинам, — комментирует член совета адвокатской палаты Ленинградской области адвокат коллеги "Де лата" Евгения Бурмасова. — В том числе, если оно внезапно приобретает в медийном поле негативные ассоциации. К примеру, одноименная компания фигурирует в громком уголовном деле, о котором пишет множество СМИ. Или другой вариант: в отношении компании есть исполнительный лист. При смене названия, но сохранении других реквизитов это может затруднить взыскание".
ООО "Абаз" попадало в фокус внимания правоохранителей не однажды. Так, в феврале 2019 года отдел по Невскому району регионального Управления по вопросам миграции проводил внеплановую проверку деятельности компании. Правовое основание: "Сведения о выявлении факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого мониторинга соблюдения таких требований". Фактический адрес проверки — ул. Тельмана, 16, лит. АБ. Это не первый раз, когда общежитие для мигрантов на ул. Тельмана, 16, а также на ул. Тельмана, 4, становится предметом интереса силовиков. Еще в 2012 году официальный сайт городской прокуратуры сообщал: "При проверке дома № 4 по ул. Тельмана было выявлено трехэтажное специально приспособленное для проживания мигрантов общежитие с признаками недавнего пребывания большого количества людей. В доме № 16 по ул. Тельмана также располагается оборудованное общежитие для мигрантов". Судя по "2–ГИС", в доме №4 по ул. Тельмана сейчас действует гостиница "Альтернатива" (койко–место, по данным ресурса, — от 180 рублей в сутки), а в доме №16 располагается хостел "Уютный дворик".
С 8 апреля по 8 мая проверка Управления по вопросам миграции ГУ МВД проходила уже по месту нахождения самого ООО "Крона", буквально за несколько дней до этого принявшего решение о переименовании. Правовое основание проверки повторяет февральское. Впрочем, по данным ФГИС "Единый реестр проверок", "нарушений миграционного законодательства РФ не выявлено".
Непорочные связи
Источники "ДП" предполагают, что на этом проверки не закончатся и могут затронуть контрагентов компании. Среди них — ресторанная группа Ginza Project. Но в самой "Гинзе" просили "ДП" не связывать их с "Абазом".
"Я против упоминания Ginza Project в контексте расследования уголовного дела какой–то компании какого–то из наших бывших сотрудников… Не исключаю, что некоторые рестораны могли пользоваться услугами "Абаза". Насколько часто, какое количество иностранных граждан из СНГ принято на работу через "Абаз" — лучше уточнять в ресторанах", — так Вадим Лапин прокомментировал "ДП" вопрос о том, связана ли компания "Абаз" с компаниями группы "Гинза" и пользуются ли (и как часто) юридические лица, осуществляющие управление ресторанами, входящими в ресторанную группу Ginza Project, услугами компаний–посредников для постановки на миграционный учет и получения трудовых патентов иностранными гражданами — гражданами стран СНГ.
В Ginza Project ответили слово в слово, но уже от лица всей группы.
Однако все дело в том, что упоминаемый "бывший сотрудник" — не повар, официант или уборщик. Нынешний гендиректор ООО "Крона" (в девичестве — ООО "Абаз") Евгения Боричева в течение нескольких лет работала директором по персоналу Ginza Project. При этом до 2016 года она трудилась еще и гендиректором ООО "Гинза Стаф" (в числе совладельцев до середины прошлого года — Вадим Лапин, ныне — Марк Лапин). Впрочем, даже в 2019 году от имени ООО "Абаз" размещались объявления о вакансиях в ресторанах "Гинза". Например, на портале "Работа в России". Названия конкретных ресторанов не упоминаются, но окончание адреса электронной почты контактного лица для соискателей — ginzaproject.com. К слову, полная тезка этого контактного лица — Макоева Марианна Эдуардовна — значится генеральным директором ООО "Гарант плюс", основной вид деятельности которого — "деятельность агентств по подбору персонала".
Должности нанимаемых звучат солидно: инженер–технолог и шеф–повар. За зарплату от 36 тыс. рублей потенциальному шефу предлагается режим работы с 10 до 18, дополнительное медстрахование, а также предоставление жилья. Если речь идет о сотруднике с высокой квалификацией, то предположим, что владельцы могут не только интересоваться результатом поиска, но и заниматься совместно с рекрутером корректировкой этого процесса.
Также не связываем, но констатируем: контактный телефон (судя по СПАРК) другой компании, 100%–ным владельцем и генеральным директором которой еще в мае 2019 года была Боричева Евгения Анатольевна (ООО "Пальмира"), совпадает с контактом ООО "Буфеть", ООО "Компания Н18", ООО "Петрос". А также ООО "Ранжемент", связь которого с "Гинзой" напрямую не прослеживаются, но контактный адрес электронной почты зарегистрирован на домене @ginzaproject.com.
В этом случае подтверждается, что Петербург — город маленький, в том числе с кадровой точки зрения. Тезка бенефициара ООО "Буфетъ" Павла Владимировича Селезнева также является генеральным директором ООО "Компания Н8" (совладелец — Вадим Лапин) и ООО "Шатер" (совладелец — Марк Лапин). Среди совладельцев ООО "Петрос" также есть Вадим Лапин. Подобных родственных совпадений в структуре владельцев связанных с этими компаниями бизнесов немало.
Высшие силы
В современной России у многих бизнесменов вошло в практику в начале больших проектов заручаться благосклонностью высших сил, освящая офис, объект или закладной камень. Но благословение священника — не 100%–ная гарантия успеха и поэтому не совсем обязательная опция.
Куда более верный признак успешных проектов, связанных с предоставлением услуг, где последнее слово за контрольными или правоохранительными органами, — близкие, почти (или в полном смысле) родственные отношения. Крепкие браки, опять же, основаны на общности жизненного опыта, круга общения, интересов и увлечений. То есть лучше себя друг с другом чувствуют люди из одной системы или хотя бы соприкасающихся сфер. Неудивительно, что врачи женятся на врачах, а у сотрудников правоохранительных органов обычно лучше складывается с себе подобными или "смежниками", например из судебной системы.
По некоторым данным, Евгения Боричева карьеру могла начать именно в ней. А ее супруг — по одной из версий — работает в УФСБ по Петербургу и Ленобласти на руководящей должности и курирует, в частности, Василеостровский район. Впрочем, на момент подготовки материала ответа на запрос в УФСБ о том, работает ли там Боричев, получено не было.
Как показала история краха Дмитрия Михальченко, выходцы из правоохранительной системы легко вписываются в бизнес по легализации мигрантов. Но эффективной эта система будет только до тех пор, пока государство смотрит на нее сквозь пальцы.